Государственная регистрация права собственности на землю

Пошаговая инструкция по регистрации земельного участка

Согласно российскому гражданскому законодательству, земельный участок в качестве недвижимого имущества является объектом права собственности и других вещных прав.

Права на землю возникают по основаниям, установленным Гражданским, Земельным кодексами, федеральными законами и должны быть зарегистрированы в соответствии с ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

Госрегистрация прав на земельный участок является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на него определенного лица. Госрегистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на участок земли. Зарегистрированное право на землю может быть оспорено только в судебном порядке.

Участники отношений при госрегистрации

Регистрацию осуществляют лица, являющиеся собственниками или обладателями иных прав на земельный участок, другие лица в предусмотренных ФЗ № 218 случаях, с одной стороны, и государственный орган регистрации прав — с другой.

Госрегистрация прав на земельные участки проводится в отделениях федеральной службы Росреестра или через многофункциональные центры на местах.

Основания для госрегистрации

Регистрация прав на земельный участок проводится на основании заявления лица и представленных в законном порядке в орган регистрации прав документов.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды прав на земельные участки:

  • право собственности;
  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения;
  • право аренды;
  • право безвозмездного срочного пользования;
  • право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

В список возможных оснований, по которым может быть проведена госрегистрация прав на землю, входят:

  • акты органов государственной или местной власти, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) права на земельный участок;
  • договоры, подтверждающие совершение гражданских сделок в отношении участка земли (например, купли-продажи и т. п.);
  • нотариальные свидетельства о праве на наследство;
  • вступившие в законную силу решения суда;
  • акты о правах на земельный участок, выданные уполномоченными органами власти в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • межевой план, выполненный кадастровым инженером по результатам кадастровых работ;
  • иные документы, предусмотренные ФЗ № 218.

Необходимые документы

Госрегистрация прав на землю может быть осуществлена только на основании заявления и прилагаемых к нему необходимых документов.

При одновременной постановке земли на кадастровый учет подается единое заявление.

Заявление и документы могут быть представлены в орган регистрации прав:

  • на бумажных носителях при личном обращении заявителя в любое территориальное отделение Росреестра или МФЦ, независимо от нахождения земельного участка;
  • в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью и отправленных по сети интернет на единый портал госуслуг.

Перечень необходимых документов:

  • заявление о проведении госрегистрации прав (и кадастровом учете);
  • гражданские паспорта участников правоотношений;
  • нотариальная доверенность на представителя, которому правообладатель поручил проведение регистрации;
  • документы, служащие основанием для проведения госрегистрации прав;
  • межевой план земельного участка;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • иные, предусмотренные законом документы.

В зависимости от особенностей конкретной ситуации перечень документов может варьироваться.

Основные сведения, необходимые для регистрации, должны содержаться в договоре на гражданскую сделку и межевом плане участка.

Для подготовки межевого плана необходимо выбрать кадастрового инженера и представить ему необходимые документы на земельный участок. В ходе кадастровых работ будут определены характерные точки границ участка, которые необходимо согласовать с владельцами смежных земельных наделов. Акт согласования должен прилагаться к межевому плану.

При совершении гражданских сделок с землей сторонам необходимо согласовать все условия. В договоре должна содержаться следующая информация:

  • дата и место составления договора;
  • необходимые сведения о сторонах договора;
  • подробное описание предмета договора (кадастровый номер участка, площадь, категория и вид разрешенного пользования и т. д.);
  • основания для заключения сделки;
  • цена договора и порядок расчета между участниками (в случае возмездной сделки);
  • порядок перехода прав на землю;
  • наличие ограничений и обременений, сохраняющихся при переходе права собственности.

Все условия договора должны отвечать требованиям законодательства. Это будет проверено в процессе регистрации.

Сроки регистрации

По условиям ФЗ № 218 продолжительность процедуры регистрации установлена следующим образом:

  • семь рабочих дней — при представлении документов в отделение Росреестра;
  • девять рабочих дней — в случае подачи документов в многофункциональный центр;
  • три и пять рабочих дней соответственно, когда на регистрацию представляются нотариально удостоверенные документы по сделке.

После приема заявления регистратор вручит заявителю расписку, в которой будет указана дата получения итоговых документов.

Процесс регистрации прав на земельный участок делится на следующие этапы:

  • прием от заявителя документов;
  • проверка полноты состава поданных заявителем документов, их соответствия установленным требованиям оформления и содержания;
  • проведение правовой экспертизы документов (проверка действительности поданных заявителем документов, наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица и наличия ранее зарегистрированных (ранее заявленных) прав на подлежащий регистрации земельный участок;
  • выявление оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • при отсутствии каких-либо оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав на земельный участок — внесение соответствующих сведений о нем в ЕГРН. Он содержит информацию о существующих прекращенных правах на объекты правообладателей. Идентификация земельного участка в ЕГРН осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета;
  • подготовка и выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на земельный участок, посредством совершения на представленных заявителем правоустанавливающих документах надписей о произведенной государственной регистрации прав.

Случаи отказа в госрегистрации

Отказ в регистрации прав на участок земли может произойти по следующим основаниям:

  • право не подлежит государственной регистрации;
  • акт госоргана или органа местного самоуправления признан недействительным;
  • в процессе правовой экспертизы представленных документов выявлены противоречия между уже зарегистрированными правами и заявленными правами на земельный участок;
  • правоустанавливающий документ о земельном участке свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на него;
  • документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют установленным требованиям закона;
  • правообладатель не представил заявление, а также иные необходимые документы на регистрацию ранее возникшего права на земельный участок;
  • с заявлением о регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

Регистрация официально закрепляет право собственности на землю в государственной базе данных ЕГРН.

Для подтверждения этого факта собственник земельного участка может получить в отделении Росреестра или МФЦ выписку из ЕГРН, а также удостоверенный договор с регистрационной отметкой.

В выписку из ЕГРН включается полное содержание кадастрового паспорта на земельный участок, в том числе его графическая схема с указанием площади и границ.

После регистрации собственник получает законную возможность защищать свое право от посягательств третьих лиц и распоряжаться землей (при соблюдении правил категории земель и вида разрешенного пользования участков).

Регистрация права собственности на земельный участок

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация права собственности на земельный участок

21 июля 2021 году в нашей стране произошло знаковое событие – Государственная Дума приняла ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Впервые в современной истории отношения по оформлению прав на недвижимость были приведены в единую систему, определяющую исчерпывающий перечень прав и обязанностей регистрирующих органов, субъектов правоотношений, а также полный список требований для регистрации прав.

Понятие государственной регистрации

Земельный участок, как объект правоотношений, представляет из себя часть поверхности территории земли, границы которого определены, описаны и  надлежащим образом удостоверены. Право собственности на участок земли, как объект недвижимости, является ключевым вещным правом на землю. Право собственности предоставляет собственнику весь комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Для реализации этих полномочий право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что регистрация прав — это совершение уполномоченными органами определенного юридического акта (действия), влекущего за собой юридические последствия. На практике такое определение означает, что право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе и земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на него.

Основными признаками, отличающими государственную регистрацию от иных юридически значимых действий, являются:

  • 1) проведение регистрации уполномоченным государственным органом;
  • 2) проведение регистрации в рамках процедуры (регламента), единого для каждого субъекта правоотношений;
  • 3) обязательный характер последствий регистрации права для всех субъектов;
  • 4) итогом регистрации является юридический акт подтверждения и удостоверения правовых фактов на объект регистрации.

Органы, уполномоченные на совершение действий по государственной регистрации прав

Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.

Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.

В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра. 

Порядок проведения регистрационных действий

Процесс совершения регистрационных действий в отношении права собственности на земельный участок состоит из нескольких этапов:

  • 1) прием от субъектов необходимых документов для проведения регистрационных действий;
  • 2) юридическая экспертиза комплекта документов, проверка их законности;
  • 3) внесение сведений в ЕГРП в виде соответствующих записей;
  • 4) выдача субъектам документов, удостоверяющих факт проведения регистрации.

Процедура регистрации права считается завершенной с момента внесения сведений (записи) в Единый реестр прав и выдачи документов заявителям.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен перечень обязательных документов, предоставляемых субъектами для государственной регистрации. В этот перечень входят:

  • 1) заявление о регистрации (заполняется субъектами при обращении в органы регистрации);
  • 2) документы, подтверждающие полномочия субъектов (паспорт, доверенности и иные документы);
  • 3) документы, подтверждающие факт права пользования; план объекта;
  • 4) документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Указанные документы заявители представляют в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка, право собственности на который подлежит регистрации. Также в каждом регистрационном округе созданы Многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), которые уполномочены на прием и выдачу документов. Однако МФЦ не обладают полномочиями по совершению конкретных юридически значимых действий и не выполняют функцию регистрации прав.

Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

  • 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
  • 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;
  • 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
  • Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.

Приостановление и отказ в государственной регистрации

В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются:

1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления;

2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением;

3) наличие акта судебных органов о приостановлении;

4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий;

5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора).

Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст. 20 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1) право на земельный участок, для регистрации которого обратился заявитель, не является правом, в отношении которых могут проводиться регистрационные процедуры;

2) признание недействительным акта уполномоченного государственного органа, на основании которого возникло правоотношение собственности;

3) отсутствие у субъекта полномочий на распоряжение правом собственности на ЗУ;

4) непредставление субъектами документов, являющихся обязательными для проведения регистрационных процедур;

5) имеющиеся противоречия между регистрируемым и ранее зарегистрированными правами на земельный участок.

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю

а) к федеральной собственности относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

— земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли;

б) к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

в) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

— земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

— иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах «б», «в» и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с комментируемой статьей Правительством Российской Федерации постановлением от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Среди таких документов:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок;

2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), — в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, — в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Иные документы — в случаях, установленных федеральными законами.

По общему правилу, право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Однако существуют два исключения из этого правила.

Они касаются, во-первых, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, (столицами) субъектов Российской Федерации. Распоряжение названными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Во-вторых, исключение из общего правила установлено в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, — население непосредственно, органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Регистрация прав на земельный участок

Регистрация прав собственности на землю является долгим и трудоемким процессом, который требует от владельца предельного внимания и хорошего знания земельного законодательства.

Регистрация любых сделок (например, регистрация прав на здание), связанных с земельными участками: купля-продажа, наследование, аренда, залог, ипотека и многое другое, осуществляется при обращении собственников участков в государственный регистрационный орган. Право собственности на землю должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, в противном случае ни одна сделка не будет иметь юридической силы. Нужно отметить, что даже на этом этапе существует ряд юридических нюансов. Например, если право собственности на земельный участок вступило в силу до принятия Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то регистрация прав осуществляется на добровольной основе.

Кто осуществляет регистрацию прав на земельный участок?

Заявку на признание права собственности на землю принимает регистрационная плата управления Росреестра. Стоит отметить, что в отношении недвижимости у собственников и арендаторов существуют и другие права, в частности:

  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • право выкупа земельного участка;
  • права собственника земельного участка;
  • права арендатора земельного участка и т.д.

Если вы столкнулись с проблемами при признании (или приобретении) права собственности на землю или оформляете законное право выкупа земельного участка и не можете провести эту процедуру от начала до конца – обращайтесь к нам. 

«Гильдия Инженеров» – это специализированная группа компаний, которая объединяет десятки опытных специалистов во всех сферах земельных вопросов. Мы с радостью окажем вам консультационную поддержку, проведем правовую экспертизу собранных документов и поможем грамотно и законно осуществить государственную регистрацию и признание права на земельный участок.

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними

См. также п. 3 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

См. также Письмо Минэкономразвития России от 04.04.2017 N Д23и-1881 «Относительно государственного кадастрового учета части объекта недвижимости»

См. также Письмо Минэкономразвития России от 14.03.2017 N ОГ-Д23-2633 «О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ст. 1 ФЗ от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Подробнее о недвижимом имуществе.

Таким образом, государственная регистрация прав на землю и сделок с ней представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки (как на объект недвижимого имущества).

Правовая основа государственной регистрации прав на землю:

    1. ГК РФ (ст. ст. 130,131, 164);
    2. Федеральный закон от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
    3. Федеральный закон от 21 июля 2021 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утратил силу, действует только ст. 31.1).

Государственной регистрации подлежат права:

  1. собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ;
  2. ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения, возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, — в случаях, установленных федеральным законом.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 Федерального закона. 

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в нее сведений и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений (ст. 1 ФЗ):

  1. об учтенном в соответствии с Федеральным законом недвижимом имуществе,
  2. о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также
  3. иных установленных в соответствии с Федеральным законом сведений.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

  1. реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);
  2. реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);
  3. реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ);
  4. реестровых дел;
  5. кадастровых карт;
  6. книг учета документов.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения:

  • о правах;
  • об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости;
  • о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации;
  • дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, вносимые в реестр прав

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:

  1. вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права;
  2. сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, — страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке;
  3. сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости;
  4. вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения;
  5. сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, — страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке;
  6. основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости;
  7. реквизиты, существенные условия сделки или сделок.

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие дополнительные сведения:

  1. сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости лица, соответствующее право которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано ранее (далее — предшествующий правообладатель), о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя или его законного представителя, о признании правообладателя недееспособным, ограниченно дееспособным (далее — записи об отметках в реестре прав на недвижимость);
  2. сведения о поступлении заявлений для осуществления государственной регистрации прав, сделок с объектом недвижимости, а также о дате поступления таких заявлений;
  3. сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо о несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей;
  4. сведения об осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными;
  5. размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок, собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании;
  6. размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников комнат в жилом помещении, если объектом недвижимости является комната;
  7. адрес электронной почты и (или) почтовый адрес, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости;
  8. сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
  9. сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  10. о способах обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве, в том числе: реквизиты договора поручительства и наименование поручителя либо реквизиты договора страхования и наименование общества взаимного страхования застройщиков или страховой организации; срок действия договора поручительства или договора страхования; страховая сумма по договору страхования или сумма (размер) предоставляемого поручительства; дата расторжения или прекращения договора страхования и (или) дата прекращения поручительства при поступлении соответствующей информации от страховой организации, общества взаимного страхования застройщиков или поручителя, являющихся стороной соответствующего договора;
  11. иные сведения в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 14 ФЗ):

Государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.

Основаниями для осуществления государственной регистрации прав на земельные участки являются:

  1. акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
  2. договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  3. свидетельства о праве на наследство;
  4. вступившие в законную силу судебные акты;
  5. акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  6. иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
  7. наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

  1. созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;
  2. образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 — 10 части 5 настоящей статьи;
  3. прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
  4. образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.

Заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: