Как рассчитывается арендная плата за земельный участок от кадастровой стоимости?

Как арендовать земельный участок у государства: цена, условия и правила участия в торгах

По действующим нормам возможна аренда земли у государства гражданами РФ, субъектами предпринимательской деятельности и некоммерческими организациями. Для правильного выполнения этой процедуры необходимо ознакомиться с регламентом и выяснить порядок формирования цены.

Правила аренды земли

Все действия, связанные с временной передачей прав собственности на земельные участки в России регламентированы статьей №38 ЗК РФ. Доступные варианты представлены на официальном сайте «Кадастровая карта». На ней можно выбрать определенный свободный участок, ознакомиться с его статусом и информацией – кадастровый номер, установленная стоимость, точная площадь.

При выборе нужно учитывать следующие особенности:

  • Участок земли не должен находиться на территории заповедника, у границ страны, у закрытых территориальных образований, объектах военного назначения и АЭС.
  • Арендовать землю могут как резиденты, так и нерезиденты РФ.
  • Государственная собственность может быть федерального, регионального или муниципального вида. От этого зависит цена.
  • Срок аренды – от 5 до 49 лет, бессрочная (статья №610 ГК РФ) или с правом выкупа. В последнем случае составляется смешанное соглашение, в котором прописываются условия временного использования и последующая продажа.

Дополнительно учитывается целевое назначение аренды – комиссии должны быть предъявлены сведения о дальнейшем использовании земли. Перед тем, как арендовать землю у государства – нужно определиться с ее целевым использованием.

Срок предоставления земли зависит от задекларированных целей. Так, для ИЖС или ЛПХ он может достигать 49 лет. Если же планируется банально под огород – до 3-х лет.

Формирование стоимости

Потенциальный арендатор не может повлиять на базовую стоимость земли. При этом у него нет возможность узнать, сколько будет стоить арендовать землю у государства, так как цена оглашается только по факту начала торгов.

Можно самостоятельно спрогнозировать порядок суммы. Для этого нужно проанализировать действующую методику расчета, которая включается в себя такие факторы:

  • Категория – сельскохозяйственная, для последующего поселения, лесного фонда, специального назначения. Чаще всего арендуют первые две категории, причем с/х будет стоить намного дешевле.
  • Кадастровая стоимость. Если оценка не проводилась последние 5 лет – применяется среднерыночная цена. В отдельных случаях ее могут установить местные органы власти.
  • Заявленное назначение со стороны потенциального арендатора.
  • Результаты публичных торгов.

Согласно действующих норм законодательства взять землю в аренду у государства на безвозмездной основе могут участники программ по переселению.

Если торги не проводятся – стоимость рассчитывается по формуле:

 К=А*С 

Где А – кадастровая цена;

С – специальный коэффициент.

Его значение приведено в таблице:

На основании данных государственной статистики были рассчитаны средние значения стоимости аренды земли по регионам России.

Будущий арендатор не может напрямую повлиять на оценку участка. Единственный официальный доступный механизм – участие в торгах. Если конкуренция небольшая – рост стоимости относительно базовой будет незначительным.

Порядок оформления аренды

Инициатором аукциона могут быть резиденты и нерезиденты России. Исключением являются объекты, расположенные на территории Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга. Для участия необходимо собрать пакет документов и предоставить его в Департамент земельных ресурсов (местное отделение) или имущественных отношений.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление о рассмотрении возможности аренды. Составляется в свободной форме, указывается точное расположение участка, его характеристики.
  • Для физических лиц – копия паспорта и ИНН.
  • Для юридических субъектов – учредительные документы.
  • Справка из кадастрового реестра о текущем статусе земли.

Государственный орган должен официально объявить о начале процедуры поиска арендатора в прессе. Если будут заявлены дополнительные претенденты с такими же условиями, что и у инициатора – проводятся торги. Альтернативный вариант – местные власти самостоятельно устанавливают стоимость на основе действующих методик.

Время рассмотрения заявления не регламентировано, на практике ответ о возможности временного владения землей формируется в течение 1 месяца.

Для участия в торгах необходимо внести заявленную властями сумму залога. Она будет возвращена при проигрыше на торгах или учтена в счет арендной платы при положительном решении.

На что нужно обратить внимание

Так как процедура может занять много времени и средств – к ней необходимо тщательно подготовиться. Главное – провести комплексный анализ состояния интересующего земельного участка. Он должен соответствовать поставленным целям – застройка, сельскохозяйственные работы, для огородничества.

Что нужно учитывать:

  • наличие или возможность проведения инженерных коммуникаций – электричество, водопроводные сети, газоснабжение;
  • состояние почвы – ее состав, грунтовые воды;
  • наличие построек на территории.

От этого будет зависеть не только арендная плата, но и сумма налогов. Дополнительно продумываются действия по окончанию срока временного использования. С 2020 г бывшие арендаторы потеряли исключительное право приоритета во время проведения торгов. Это актуально для жилых застроек, которые в случае нарушения могут отойти государству.

В видеоматериале можно ознакомиться с особенностями выбора не арендованного участка на интерактивной кадастровой карте:

Для земельного участка, который стоит на кадастровом учете, предусмотрен простой вариант расчета стоимости аренды. Прежде, чем арендовать землю у муниципалитета или государства, можно предварительно самостоятельно рассчитать предстоящую арендную плату.

Для этого вам необходимо знать только две составляющие.

Правовое регулирование аренды земель, стоящих на учете

Ежегодная плата является одним из основных условий договоров аренды. Земельный кодекс (ЗК РФ) в настоящее время регулирует все отношения арендаторов и арендодателей. Это основной российский нормативный акт, который регулирует вопросы права в отношении земли.

Земельный кодекс России был принят в 2020 году, поправки в него вносятся до сих пор. Он рассматривает землю как объект недвижимого имущества. А также — как объект права собственности и других прав (например, аренды).

Это значит, что, в отличие от предыдущих лет земля может иметь не только статус государственной, но и частной собственности. Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в ст. 27, могут сдаваться в аренду.

Основные положения статьи, которые касаются аренды земли:

• размер платы за аренду определяется договором;

• арендатор имеет право передать землю в субаренду;

• земли, изъятые из обращения, не могут быть переданы в аренду.

Для расчета используется принцип соответствия каждого земельного участка определенному коэффициенту.

Коэффициенты перечислены в Постановлении Правительства России №582 «О принципах определения арендной платы». Постановление было принято в 2020 году, изменения вносились вплоть до 2020 года. В этом нормативном акте изложены принципы определения арендной платы.

Земельный кодекс подтверждает право Правительства РФ на принятие решений такого масштаба (статья 39.7).

Напомним, что земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных и региональных законов, а также постановлений, принимаемых Правительством РФ при изменениях экономической ситуации в стране.

Какие земли упоминаются в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ?

Чаще всего на рынке аренды земельных участков плата считается, исходя из кадастровой стоимости в том случае, когда земля принадлежит государству или муниципалитету.

Также считается плата за участки, предоставленные без торгов. У частных собственников арендная плата рассчитывается по-другому. Основным документом, регулирующим ее размер, является договор. Но есть и исключения.

Кадастровая стоимость — количественное (денежное) выражение стоимости земельного участка, которая определена государством в лице оценщиков.

В эту величину закладываются несколько факторов. Их учитывают эксперты. В настоящее время кадастровая стоимость полнее отражает реальное положение дел и становится ближе к рыночной стоимости.

Как узнать арендную плату за землю по кадастровому номеру? В настоящее время сведения о кадастровой стоимости можно почерпнуть в следующих источниках:

• выписке из ЕГРН;

• в офисах местных отделений Росреестра;

• на официальном сайте Росреестра;

• через МФЦ.

Кадастровая стоимость может ежегодно обновляться. Величина арендной платы вычисляется на основе содержащейся в базе данных величины. То есть арендная плата будет целиком и полностью зависеть от государственных интересов.

Если частный собственник включил свой земельный участок в муниципальный арендный фонд, чтобы иметь возможность сдавать свою недвижимость через него, то в этом случае и размер арендной платы также рассчитывается от кадастровой стоимости.

В противном случае арендодатель рассчитывает плату за землю, исходя из рыночных реалий.

Данные для расчета

Для того чтобы арендодателю или арендатору самостоятельно подсчитать предстоящую плату за аренду земли, нужно знать две составляющие: кадастровая стоимость и коэффициент.

Корректирующий коэффициент зависит от нескольких обстоятельств. Во-первых, от того, кто является землепользователем, а во-вторых, от того, какие цели преследует арендатор.

Получая землю по договору аренды, арендатор может поставить на участке магазин для розничной торговли, а может использовать его для субаренды.

Каждый способ использования предполагает определенную прибыль для ее арендатора.

К примеру, нельзя сравнить прибыль от использования земли под торговый центр и под посадку овощей. Поэтому специальный коэффициент нивелирует эту разницу. И делает выгодной аренду как для сельхозпроизводителя, так и для промышленного магната.

Как подсчитать самостоятельно?

Арендная плата, базируясь на кадастровой стоимости, определяется, исходя из следующих категорий:

• экономическая целесообразность;

• категория земель и вид разрешенного использования;

• недопущение ухудшения экономического состояния арендаторов;

• предполагаемая доходность земельного участка.

К тому же при сдаче земельных участков в аренду учитывается необходимость содействия государства социально-значимых видов деятельности.

Для этого устанавливается арендная плата, которая не превышает земельный налог.

Тем категориям граждан, которые освобождены от земельного налога, предполагается снизить или освободить от арендной платы.

Органы местного самоуправления принимают решение по определению арендной платы.

Они действуют только в рамках федеральных законов и не должны самочинно устанавливать корректирующие коэффициенты.

В противном случае они ограничивают интересы и права арендаторов.

Корректирующий коэффициент

В Постановлении Правительства отдельным пунктом выделены правила, согласно которым определяется порядок расчета арендной платы.

Согласно 3 пункту важной составляющей расчета является корректирующий коэффициент, который может составить от 0,01 до 2 процентов от кадастровой стоимости.

В отношении разных участков эти данные составляют:

1. Если физическое или юридическое лицо освобождено от уплаты земельного налога согласно налоговому законодательству, то корректирующий коэффициент составляет 0,01%.

2. Физическое лицо, имеющее право на уменьшение налоговой базы, платит арендную плату с корректирующим коэффициентом 0,01%. При этом в результате уменьшения налоговая база приравнивается к нулю.

3. Корректирующий коэффициент равен 0,01% при расчете для физического лица, которому по закону положено уменьшение налоговой базы. Эта ставка устанавливается тогда, когда налоговая база больше размера налогового вычета.

4. Корректирующий коэффициент равняется 0,01%, когда речь идет об аренде земель, выведенных из оборота, но согласно закону передан в аренду.

5. Корректирующий коэффициент равен 0,01%, если участок загрязнен радиоактивными отходами и другими вредными веществами.

6. Такой же коэффициент предусмотрен для земельных участков, если они переданы для размещения Посольства и Консульства иностранных государств.

7. Корректирующий коэффициент равен 0,6 процента в случае, если участок предоставлен гражданину для строительства ИЖС, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, выпаса с/х животных и сенокоса.

8. Коэффициент равен 0,6% в случае предоставления участка в аренду фермерскому хозяйству.

9. Такой же корректирующий коэффициент предусмотрен для тех, кто берет землю с целью осуществления любой сельскохозяйственной деятельности.

орректирующий коэффициент равен 1,5%, если арендатором является:

• лицо, которое имеет право на предоставление бесплатного земельного участка;

• лицо, заключивший с органами местного самоуправления договор на развитие территории;

• у кого есть право на внеочередное получение земельных участков;

• юридическое лицо, с которым заключен договор о строительстве жилья.

Корректирующий коэффициент равен 2% при проведении арендатором работ, связанных с использованием недр.

Вычисляемая стоимость аренды не должна превышать сумм, которые получаются, исходя из этих данных.

Годовой подсчет

Формула расчета очень проста. Она базируется на кадастровой стоимости.

Годовая плата считается по формуле: Ар = КС х КК, где:

Ар — арендная плата за год;

КС — кадастровая стоимость земельного участка;

КК — корректирующий коэффициент.

Формула расчета для физических и юридических лиц ничем не отличается друг от друга.

Как правило, в расчет принимается деятельность компании и его предполагаемая прибыль, а не форма.

Расчет формулы производится по правилам, указанных в земельном законодательстве.

Они зависят от того, какой деятельностью будет заниматься частное лицо или организация, то есть — от корректирующего коэффициента.

Плюсы и минусы способа

Основным плюсом этого способа расчета является его простота. Достаточно знать свой коэффициент и несложно будет узнать годовую арендную плату.

Сложность чаще всего заключается в том, что кадастровая стоимость оценивается раз в 3-5 лет и может существенно измениться.

Кадастровая оценка составляет сложность, прежде всего для региональных подразделений федеральных органов. Но, в целом, отчисления от аренды в бюджет покрывают такие расходы.

Таким образом, при заключении договора аренды с определенной арендной платой обратите внимание, каким коэффициентом будут пользоваться ваши арендодатели. Если у арендатора есть льготы, то это обязательно скажется на размере аренды.

Правила расчета стоимости аренды земельного участка от кадастровой стоимости

Собственников законодатель обязывает уплачивать земельный налог, а арендаторам надлежит вносить арендную плату. В этой статье рассказано о том, в каких случаях расчет арендных платежей производится на основании кадастровой стоимости земли, и как самостоятельно определить размер платы за пользование наделом.

Основные принципы

Внимание. Законодатель установил, что, рассчитывая стоимость аренды при передаче в пользование земельных участков, принадлежащих государству или муниципальным образованиям, необходимо руководствоваться принятым 16 июля 2020 года Постановлением Правительства РФ № 582.

Этот нормативный документ определил основные принципы, которые подлежат обязательному применению при определении размера платы за аренду земли, являющейся собственностью государства или муниципалитетов, а также установил, в каком порядке, на каких условиях и в какие сроки должны вноситься платежи, взимаемые за пользование земельными участками, на праве собственности принадлежащими Российской Федерации (ст. 39.7 Земельного кодекса РФ).

Арендная плата не на все территории, принадлежащие на праве собственности государству, рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости. Для такого расчета должны быть соблюдены определенные условия.

Стоимость земельного надела, определенная в процессе государственной кадастровой оценки, берется за основу исчисления арендных платежей в следующих случаях:

  • право собственности на землю принадлежит государству;
  • надел расположен на территории Российской Федерации;
  • заключение договора аренды осуществляется не на основании проведенных торгов;
  • земля предоставляется для использования в определенных целях, перечисленных в пункте 3 Постановления Правительства РФ № 582.

Инструкция по вычислению арендных платежей и формулы

Расчет платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, достаточно прост. Для его выполнения необходимо:

  • располагать сведениями о стоимости земельного участка, определенной Росреестром в процессе проведения государственной кадастровой оценки;
  • знать корректирующий коэффициент.

Важно. Для уточнения кадастровой стоимости необходимо запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для этого можно воспользоваться:

  • сетью «Интернет», выяснив интересующие сведения через федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости;
  • сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», для определения цены земли необходимо заполнить соответствующее поле, указав в нем адрес объекта, либо его кадастровый или условный номер;
  • сервисом «Публичная кадастровая карта», для этого также потребуется ввести данные о кадастровом номере земельного надела;
  • сервисом «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки».

Что касается коэффициента, то он может варьироваться от 0,01 до 2 % от кадастровой стоимости участка земли и зависит от того, с какой целью территория берется в аренду.

Корректирующий коэффициент

Внимание. Важным параметром, подлежащим учету при расчете размера платы за пользование земельным участком, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, является коэффициент, варьирующийся от 0,01 до 2% от стоимости участка, определенной органами Росреестра в процессе выполнения его кадастровой оценки.

Величина корректирующего коэффициента находится в прямой зависимости от целей, для которых арендуется участок земли (пункт 3 Постановления Правительства РФ № 582), и составляет:

  • 0,01 % от определенной Росреестром стоимости надела при предоставлении его гражданам или организациям, которые освобождены от уплаты налогов или имеют предоставленные законодательством льготы по их уплате.Такой коэффициент распространяется также на земли, которые изъяты из оборота, загрязнены опасными отходами или радиоактивными элементами, при условии, что их можно сдавать в аренду, а кроме того, на участки, на которых предполагается размещение дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
  • 0,6 % от определенной по результатам кадастровой оценки стоимости земли, предоставляемой гражданам, намеревающимся использовать территорию для возведения индивидуального жилья. Аналогичный коэффициент применяется в случае, если целью аренды земельного участка является размещение на нем личного подсобного хозяйства, осуществление деятельности крестьянских и фермерских хозяйств.С учетом 0,6 % будут рассчитываться платежи за наделы, предназначенные для сельскохозяйственного производства.
  • 1,5 % от кадастровой стоимости участков земли в случае заключения договоров аренды с определенными категориями граждан и организаций в случаях, установленных в части 5 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ:
    1. с лицами, имеющими право на получение земли бесплатно, при условии, что земля ограничена в обороте;
    2. с лицами, которым предоставлено внеочередное или первоочередное право на приобретение участков, при условии осуществления развития арендуемой территории, а также строительства на ней коммерческого наемного или социального жилья, либо стандартного жилья (о том, что нужно знать о том, можно ли строить дом на земле, если она в аренде, и как оформить здание в собственность, читайте тут).

    Коэффициент в размере 1,5 % учитывается в случае, если территория предоставляется собственникам зданий (строений, сооружений), не имеющим в соответствии с российским законодательством права на приобретение земли в собственность.

  • 2 % от определенной Росреестром стоимости земли, если целью аренды является выполнение работ, связанных с недропользованием, а также при условии отсутствия на участке, сдаваемом в аренду без проведения торгов, объектов незавершенного строительства.

Корректирующий коэффициент зависит от целей, для которых земельный участок берется в аренду.

За территории, принадлежащие на праве собственности государству или муниципальному образованию

Определение годовой величины арендного платежа за предоставленную в пользование земельную территорию, которая на праве собственности принадлежит государству или муниципальному образованию, выполняется при помощи несложной формулы:

Ап = Кс * Кк, в которой:

  • Ап – размер платы за арендуемый земельный участок;
  • Кс – стоимость земельной территории, определенная при проведении оценки государственным кадастровым органом;
  • Кк – корректирующий коэффициент, зависящий от целей аренды участка.

Информация о том, какова кадастровая цена земельного надела содержится в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

За земли, находящиеся в частной собственности

В части 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, частях 4, 12 статьи 22 Земельного кодекса РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым размер платежа за пользование землей является существенным условием договора аренды и в обязательном порядке должен быть в нем прописан.

Обязательность внесения платежей за пользование земельными участками, принадлежащими физическим или юридическим лицам на праве частной собственности, установлена также в статье 65 ЗК РФ, в соответствии с которой в договоре аренды должны прописываться условия, сроки и порядок внесения соответствующей платы(часть 4). А о нюансах оформления договора аренды земельного участка между юридическим и физическим лицом читайте тут.

Для того, чтобы рассчитать, каким будет платеж за пользование земельными территориями, принадлежащим на праве частной собственности физическим или юридическим лицам, необходимо воспользоваться формулой:

Ап = Рс * Ср, где:

  • Ап – платежи за пользование землей;
  • Рс – рыночная цена земельного надела;
  • Ср – установленная Банком России ставка рефинансирования.

Для того, чтобы рассчитать стоимость аренды надела земли, находящегося в частной собственности, необходимо использовать ставку рефинансирования, установленную Банком России на начало года, в котором оформляются отношения по аренде территории.

О том, как узнать величину арендной платы за землю и заключить договор аренды участка, чтайте тут.

Особенности изменения платы за предоставленные объекты в связи с изменением расценок

Законодатель предоставляет федеральным органам исполнительной власти право предусматривать в договоре аренды возможность изменения размера платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, при соблюдении следующих условий:

  • при расчете арендных платежей должна использоваться стоимость участка, определенная в процессе его кадастровой оценки;
  • Росреестром должна быть установлена новая кадастровая стоимость арендуемого участка.

Размер платежей за использование участков в таком случае будет пересматриваться с 1 января следующего года.

Важно! Если размер платы за пользование землей изменяется в связи с изменением ее кадастровой цены, то индексация платежей за аренду земли в связи с инфляцией проводиться не будет.

Плюсы и минусы

Главное достоинство расчета платы за аренду земли на основании кадастровой стоимости участка заключается в простоте этого способа.

Для того, чтобы определить годовую сумму платежа, необходимо знать 2 параметра:

  • кадастровую оценку земли;
  • корректирующий коэффициент.

К недостаткам такого определения цены за пользование землей можно отнести разве что возможность значительного изменения кадастровой стоимости участка, пересматриваемой органами Росреестра раз в 3-5 лет.

Проведение кадастровой оценки представляет определенную сложность для территориальных подразделений органов кадастрового учета. Впрочем, благодаря поступаемым в бюджет платежам, расходы на проведение оценочных работ полностью покрываются.

Земельные участки могут не только приобретаться в собственность, но и использоваться для определенных целей на основании договоров аренды. При этом, в пользование могут передаваться как земли, находящиеся в частной собственности, так и принадлежащие государству или муниципальным образованиям.

Расчет арендной платы зависит от того, кто является собственником земли, и производится в соответствии с простыми формулами, в основе которых лежит кадастровая (для государственных территорий), либо рыночная (для частных наделов) стоимость участка.

Об основных принципах

определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в

государственной или муниципальной собственности, и о Правилах

определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков

внесения арендной платы за зе

В соответствии со статьями 22 и 65  Земельного  кодекса   Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

основные принципы определения арендной платы при  аренде   земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Правила

определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков

внесения арендной платы за земли, находящиеся  в   собственности

Российской Федерации (далее — Правила).

2. Министерству экономического  развития  Российской  Федерации  по согласованию   с   федеральными   органами   исполнительной    власти, осуществляющими  функции  по  выработке  государственной       политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1  года  утвердить  ставки  арендной  платы  или   методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.

3. Установить,  что  до  утверждения  Министерством   экономического развития Российской Федерации ставок арендной  платы  либо   методических указаний  по  ее  расчету,   предусмотренных   пунктом   2     настоящего постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.

Председатель Правительства
Российской Федерации  В. Путин

Основные принципы

определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в

государственной или муниципальной собственности

Арендная  плата  при  аренде  земельных  участков,     находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя   из следующих основных принципов:

принцип экономической  обоснованности,  в  соответствии  с   которым арендная плата устанавливается  в  размере,  соответствующем   доходности земельного  участка  с  учетом  категории  земель  и  их     разрешенного использования;

принцип  предсказуемости  расчета  размера   арендной       платы, в соответствии  с  которым   в   нормативных   правовых       актах органов государственной власти и органов  местного  самоуправления   определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в  которых  возможен   пересмотр размера  арендной  платы  в   одностороннем   порядке   по     требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты  расчета  арендной    платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип   недопущения    ухудшения    экономического    состояния землепользователей и землевладельцев  при  переоформлении  ими    прав на земельные участки, в  соответствии  с  которым  размер  арендной   платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки,   не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета  необходимости  поддержки  социально  значимых   видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты  интересов   лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Правила

определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков

внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

1. Настоящие Правила определяют способы  расчета  размера   арендной платы, а также порядок, условия  и  сроки  внесения  арендной    платы за земельные участки, находящиеся в собственности  Российской  Федерации  и расположенные на территории Российской Федерации.

Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися   в собственности  Российской  Федерации  и  расположенными  за     пределами территории Российской Федерации, взимается исходя из рыночной   стоимости этих земельных участков, с учетом  права  страны,  где  такие   земельные участки находятся, если международными договорами не  установлено   иное.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные   земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.

2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности  Российской  Федерации  и  расположенных  на   территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата)  определяется  Федеральным  агентством  по   управлению государственным имуществом одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

в) в соответствии со ставками  арендной  платы  либо   методическими указаниями по ее  расчету,  утвержденными  Министерством   экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством  Российской  Федерации  об   оценочной

деятельности.

3. Арендная плата определяется на основании  кадастровой   стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах:

а) 0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому  или   юридическому лицу, имеющему право на  освобождение  от  уплаты  земельного    налога в соответствии с законодательством о  налогах  и  сборах,  за   исключением случаев, когда право на заключение договора  аренды  земельного   участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);

земельного участка,  предоставленного  физическому  лицу,   имеющему право на уменьшение  налоговой  базы  при  уплате  земельного    налога в соответствии с законодательством о налогах  и  сборах,  в  случае,   если налоговая база в результате уменьшения на не  облагаемую  налогом   сумму принимается  равной  нулю,  за  исключением  случаев,  когда     право на заключение договора аренды  земельного  участка  приобретено  на   торгах (конкурсах, аукционах);

земельного участка,  предоставленного  физическому  лицу,   имеющему право на уменьшение  налоговой  базы  при  уплате  земельного    налога в соответствии с законодательством о налогах  и  сборах,  в  случае,   если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы,  за   исключением случаев, когда право на заключение договора  аренды  земельного   участка приобретено на торгах  (конкурсах,  аукционах).  При  этом  ставка  0,01 процента устанавливается в  отношении  арендной  платы,  равной   размеру такого вычета;

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный  участок   в случаях, установленных  федеральными  законами,  может  быть    передан в аренду, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами,  подвергшегося  загрязнению,  заражению  и     деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств  иностранных  государств  и  консульских    учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами; 

б)  0,3  процента  в  отношении  земельного  участка       из земель сельскохозяйственного  назначения,  право  на  который    переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в  обороте,   за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);

в) 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,  личного  подсобного  хозяйства,  а  также    предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям  для  ведения   садоводства, огородничества  и  дачного  хозяйства,  гаражного       строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте «б» настоящего пункта;

г) 1,5 процента в отношении:

земельного участка, ограниченного в обороте  и  не    относящегося к категории  земель  сельскохозяйственного  назначения,  право    аренды на который  переоформлено  в  соответствии  с  земельным   законодательством Российской Федерации;

земельного участка, предоставленного в соответствии с  договором   о развитии застроенной территории;

земельных   участков,   образованных   из   земельного   участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях   жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

д) 2 процента  в  отношении  земельных  участков,  не    указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта, если:

земельный  участок  предоставлен  в  аренду  для     строительства с предварительным  согласованием  места  размещения  объектов  в   порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;

право аренды на земельный участок переоформлено  в  соответствии  с земельным законодательством Российской Федерации;

земельный участок  предоставлен  в  аренду  пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

4. В случае если право на  заключение  договора  аренды   земельного участка   приобретается    в    порядке,          установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких  торгов   (конкурсов, аукционов).

В случае если земельный  участок  предоставлен  в  аренду    для его комплексного освоения в целях жилищного  строительства,  арендная   плата определяется на аукционе в порядке, предусмотренном  Земельным   кодексом Российской Федерации.

5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы  либо  методическими  указаниями  по  ее  расчету,    утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в   отношении земельных участков, не указанных в  пунктах  3  и  4  настоящих   Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения:

автомобильных дорог, в том  числе  их  конструктивных    элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);

инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  и     необщего пользования;

линий метрополитена;

линий электропередачи, линий связи, в том  числе   линейно-кабельных сооружений;

трубопроводов  и  иных  объектов,  используемых  в  сфере    тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

нефтепроводов,  газопроводов  и  иных  трубопроводов    аналогичного назначения, их конструктивных элементов;

гидроэлектростанций,  тепловых  станций  и  других   электростанций, обслуживающих  их  сооружений  и  объектов,  объектов     электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики; 

объектов космической инфраструктуры;

объектов, расположенных в пределах территории особой   экономической зоны;

аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;

инфраструктуры морских и речных  портов,  перегрузочных   комплексов (терминалов),  гидротехнических  сооружений,  пунктов  отстоя     судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства.

6. Арендная плата за земельный участок в случаях,  не  указанных  в пунктах 3-5  настоящих  Правил,  рассчитывается  на  основании   рыночной стоимости   земельного   участка,   определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В этих  случаях  арендная  плата  рассчитывается  как   произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной  в  процентах   ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором  принято  решение  о   предоставлении земельного участка, по следующей формуле:

А = С х Р,

где:

А — арендная плата;

С — рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;

Р  —  действующая  ставка  рефинансирования   Центрального   банка Российской Федерации.

7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в   аренду земельного участка для жилищного строительства, за  исключением   случаев предоставления  земельных  участков   для   индивидуального     жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее  2-кратной  налоговой  ставки  земельного    налога на соответствующий земельный участок, если иное  не  установлено   земельным законодательством Российской Федерации.

8. При заключении договора аренды  земельного  участка   федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре  случаи   и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.

При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер  коэффициента-дефлятора,  ежегодно   утверждаемого Министерством   экономического    развития    Российской       Федерации.

Коэффициент-дефлятор  применяется  ежегодно  по  состоянию  на     начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором   принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.

9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании  кадастровой   стоимости земельного   участка,   федеральные   органы        исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы   в связи с изменением кадастровой стоимости земельного  участка.  При   этом арендная плата подлежит перерасчету  по  состоянию  на  1  января   года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.

В этом случае индексация арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в году, в котором был произведен перерасчет, не проводится.

10.  При  заключении  договора  аренды   земельного       участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на  основании   рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы  исполнительной   власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы   в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в  котором  была  проведена   оценка, осуществленная не позднее чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.

В  случае  изменения   рыночной   стоимости   земельного   участка коэффициент-дефлятор,  указанный  в  пункте  8  настоящих Правил, не применяется.

11. В случае если на стороне арендатора  выступают  несколько   лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на  арендованное  имущество  в  соответствии  с  договором   аренды земельного участка.

12. При заключении договора аренды земельного  участка   федеральные органы исполнительной  власти  предусматривают  в  таком    договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на  счета  территориальных  органов  Федерального  казначейства    для ее распределения указанными  территориальными  органами  в    соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: