Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель
Формирование (образование) земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Действующим земельным законодательством предусмотрены различные ситуации, когда возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это может быть предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения и сооружения, предоставление земельного участка для строительства, либо для целей не связанных со строительством, и ряд других ситуаций.
При этом, вне зависимости от целей предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до принятия решения о его предоставлении земельный участок должен быть сформирован в установленном порядке.
В соответствии с требованиями ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:
- выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу)1.
Акт выбора ЗУ (пример) |
|
![]() |
Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ)2.
В отдельных случаях утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте (Схемы) соответствующей территории необходимо и в случае предоставления земельных участков на которых находятся принадлежащие заявителю здания, строения или сооружения3. В этих случаях (а также при предоставлении участка для целей, не связанных со строительством) после получения схемы, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за свой счет и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
В нормативных актах федерального уровня не установлено, на кого возлагается обязанность по подготовке Схемы. Минэкономразвития России в своих разъяснениях по данному вопросу акцентирует внимание на том, что на федеральном уровне норм, обязывающих ОМСУ самостоятельно осуществлять изготовление Схем (в том числе в ЗК РФ) нет. Поэтому работу по разработке Схем вправе вести любое лицо, в том числе ОМСУ, либо действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо4.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе формат Схемы в электронном виде, форма Схемы на бумажном носителе) утверждены приказом Минэкономразвиития России от 27.11.2014 № 7625. Следующим этапом формирования земельного участка является собственно выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий, в том числе включающих выезд специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.
Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».
По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапом формирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земель является осуществление его государственого кадастрового учета.
При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
— внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер6;
— при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения7.
В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.
Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.
Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области9 и Республике Крым в оптимальные сроки.
__________________
1 Исключение составляют случаи предоставления земельных участков, на которых находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения или сооружения
2 В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (абзац 3 пункта 5 статьи 31 ЗК РФ)
3 Если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ)
4 Письмо Минэкономразвития РФ от 16.03.2011 N Д23-1073 «О лицах, уполномоченных осуществлять разработку и изготовление схем расположения земельных участков». Вместе с тем, следует принять во внимание, что в настоящее время Минэкономразвития Росссии разработан проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа»
5 Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», (Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 № 36018). Начало действия приказа — 01.03.2015, поэтому соответствующие региональные акты (например постановление Правительства Севастополя от 30.09.2014 № 336 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории») должны быть приведены в соответствие с данным приказом.
6 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
7 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
8 Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
9 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае, Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке
Как происходит формирование нового земельного участка, зачем это нужно
Формирование земельного участка — это, согласно ЗК РФ, образование новой территориальной единицы. Это становится возможным после выделения ее из числа земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Правом создания нового земельного образования наделены физические и юридические лица (ст. 11.3 ЗК РФ).
Кем принимается решение об образовании новых территорий
Как образуются земельные участки?
Решение об образовании новой территории принимает государственный или муниципальный орган власти. Основанием для этого становится заявление, поданное на имя конкретного учреждения со стороны садоводческого хозяйства или строительной организации.
Цель формирования – нужда в новой площади под земельные угодья или жилые дома. При этом проводится не просто физическое выделение земли из уже имеющегося участка путем слияния, уменьшения или увеличения его, а переписывания и переделывание всех документов.
Проводят геодезические работы (межевание), составляют новый кадастровый паспорт, изменяют данные о земле в государственном реестре недвижимости.
Осуществление государственного кадастрового учета и подготовка документов
При образовании нового участка:
- представитель муниципальных или государственных органов власти ставит свою подпись и печать (если необходимо) на заявлении с просьбой о выделении земли;
- потенциальные собственники или муниципальные службы приглашают геодезистов для измерения сформированной территории;
- геодезисты проводят нужные измерения, которые становятся частью нового межевого дела.
Вновь сформированный участок ставят на кадастровый учет, его наименование и основные данные появляются в государственном реестре недвижимости.
Занесение сведений о сформированном наделе в ГКН (Росреестр) происходит при наличии следующих документов:
- межевого дела, в том числе, акта о формировании границ;
- чертежа нового участка (осуществляют на местности профессиональные картографы);
- акта об установлении межи и знаков (в обязательном порядке присутствуют представители государственных органов власти).
Если все документы составлены правильно, то участок вносят в базу ГКН, а собственнику выдают кадастровый паспорт. Процедура выписки паспорта платная. Физическим лицам придется оплатить 200 рублей, а юр. лицам – 600 рублей.
Образование территории до того момента, как она перейдет в руки нового собственника
Формирование нового участка может происходить путем деления или объединения земель
Существуют следующие способы формирования новых территорий:
- земля выделяется для нужд садоводческого общества и строительной организации (ИЖС и ЛПХ);
- происходит простое разделение большей территории на несколько меньших по площади наделов;
- два, три и более участка совмещают вместе в один большой надел;
- земли, находящиеся в фонде, перераспределяют.
Далее производятся все необходимые для придания произведенным действиям юридической силы, процедуры – межевание, измерение площади, внесение данных в государственный реестр.
Государственный реестр недвижимости
Внесение данных в ЕГРН является единственным законным способом подтверждения прав на недвижимость конкретного лица. Сведения, содержащиеся в реестре общедоступны, они выдаются каждому желающему в виде выписки. Для получения ее достаточно уплатить госпошлину.
Важно! Новый участок может считаться окончательно сформированным только после занесения сведений о нем в ЕГРН.
Возможность территорий, присутствующих в реестре, быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землей
Создание единой базы земельных наделов позволяет любому физ или юрлицу рассматривать каждый включенный в нее участок, в качестве объекта для купли-продажи или аренды, любой иной формы гражданско-правовых сделок.
Пример. Участок №2345 существует на деле, но информация о нем не занесена в реестр, поскольку не были проведены соответствующие работы по межеванию и формированию его границ. Пользоваться наделом владелец право имеет, но продать, сдать в аренду, осуществить в его отношении иную гражданско-правовую сделку, он не может. Такая возможность появляется только после формирования надела и занесения сведений о нем в реестр.
Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ
ФЗ РФ №221-ФЗ обязывает собственника участка, который планируется измерить и сформировать по новому, уведомить о подобном действии владельцев всех соседних наделов. Порядок оперативного уведомления соседей определен в ст. 42.7 ФЗ РФ №221-ФЗ.
Согласно этой статье лицо, заключившее контракт на проведение кадастровых работ, обязано разослать всем соседям уведомление о таковых не позже, чем за 10 дней до появления на его участке геодезистов.
Если работы проводятся по заказу муниципальных органов власти, то информация о них размещается в официальных СМИ, на сайте конкретного ведомства или садового сообщества, на информационных щитах. Извещение должно содержать:
- информацию о субъекте РФ;
- сведения о муниципальном образовании и населенном пункте;
- номер кадастрового квартала (уникален);
- сведений о географическом положении территории, выбранной для проведения работ, а также о ее статусе (к примеру, название лесничества или поселка, номер лесного квартала или номер участка, по которому его можно разыскать на карте);
- адрес и контакты лица, заказавшего измерение участка;
- адрес и контакты исполняющей работы организации;
Придется указать конкретное число, на которое запланированы работы, а также дату их предположительного окончания.
Важно! Конкретную форму извещения собственников-соседей выбирает орган нормативно-правового регулирования сферы кадастровых отношений.
Формирование земельного надела с установлением границ участка и межевых знаков
Земельным наделом признается исключительно земля, границы которой определены установленным в ЗК РФ образом (ст. 11.1 ЗК РФ). Участок формируется в несколько этапов:
- Изучаются имеющиеся документы. При образовании нового надела ответственными органами, заказчиком работ, изучаются карты, кадастровые планы, созданные в процессе геодезических работ отчеты. Несмотря на то, что эти сведения могут быть устаревшими, определенное представление о земле, которую предполагается переделить, они предоставляют.
- Собственники соседних участков уведомляются о проведении работ по измерению и формированию новых границ земли.
- Устанавливаются новые межевые знаки во вновь определенных границах.
- Составляются новая карта. Этот документ содержит сведения из межевого плана.
- Оформляется земельное дело, межевой план.
С целью образования новой земли создается землеустроительная комиссия. Она состоит из сотрудников, представляющих земельный кадастр и лиц, участвующих в разделе земли (собственник, представитель муниципального органа власти).
Важно! Если новая территория была сформирована в установленном законом порядке, с соблюдением всех этапов, то проведенное межевание признают законным и сведения передают в ЕГРН.
В случае нарушения одного из пунктов, к примеру, несвоевременное сообщение о проведении кадастровых работ соседям, последние вправе оспорить законность осуществленной процедуры, поскольку они имели право присутствовать на всех ее этапах.
Если уведомление поступило, но собственники соседних участков его проигнорировали, права начинать спор, касающийся законности сформированного надела, они не имеют.
Проведение работ геодезическими службами для составления новой карты с включением межевого плана границ
Для внесения данных в Государственный земельный кадастр необходимо определить площадь и границы надела
С помощью геодезических измерений узнают такие сведения о наделе, как:
- линейный размер;
- форма;
- площадь;
- географическое положение.
Сведения необходимы для составления плана надела и землеустроительного дела. Геодезисты пользуются:
- GPS-техникой;
- оптикой и лазерами.
GPS приборы принимают сигнал со спутников, позволяя:
- максимально точно определить положение участка на местности (координаты);
- изменить расстояние;
- составить точную карту местности.
Их используют в любых климатических условиях, даже, если идут дождь, снег, местность покрыта туманом. Выданные ими данные обрабатываются автоматически сразу после получения. Для управления приборами не нужны специальные технические знания.
С помощью оптики и лазеров измеряют расстояние, угол и высоту. Они такие же высокоточные, могут быть применены в любое время года.
Геодезическое измерение участка проводят в соответствии с проектом, частью которого является технологическая схема, позволяющая понять, как и в каком порядке осуществлять работы. Геодезическая съемка местности включает следующие этапы:
- подготовительный (кадастровый инженер изучает возможность проведения работ, имеющиеся в наличии документы, составляя предварительный план границ);
- уведомление заинтересованных граждан и юрлиц;
- установление координат, по которым будут расставлены межевые знаки;
- формирование площади участка;
- создание межевого плана.
План составляет компетентный сотрудник кадастровой службы. При его составлении пользуются кадастровым планом территории или выпиской из кадастра. Этот документ состоит из графической и текстовой части.
Графическая часть – собственно план участка с нанесением на него всех расположенных на земле объектов, указанием границ и способа проезда. Текстовую часть составляют сведения, подлежащие занесению в кадастр, информация, которая позволяет судить о том, что существующие границы согласованы с владельцами соседних наделов.
Важно! Заключительным этапом межевания считаются камеральные работы, предполагающие составление землеустроительного дела, оформление отчетов и окончательную проверку правильности полученных сведений.
Ситуации, при которых возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Сформировать новый земельный участок могут с целью:
- выделения земли под фермерские угодья;
- образования новых наделов с последующей передачей их под строительство;
- расширения или сужения конкретной территории.
Необходимость в формировании нового надела, к примеру, возникает, если есть нужда в искусственном создании земли на водном объекте, контролируемом федеральными органами власти. Для этого на выбранный объект подвозят грунт и землю. Сформированной земля считается после ввода ее в эксплуатацию. Иногда новый надел образуется посредством раздела старого.
Пример. Гражданин Роминов Д.Т. решил продать часть принадлежащей ему земли. Для этого ему потребуется провести измерение всего участка и только после этого разделить его на доли, превратив каждую из них в самостоятельный надел.
Формирование нового земельного участка – юридически обоснованная процедура, производимая с целью образования новой территориальной единицы. При этом производится слияние, раздел, выделение из старых границ нового земельного надела.
Для этого в муниципальные или государственные органы власти собственником земли направляется соответствующее заявление. Всеми дальнейшими работами занимаются кадастровые службы.
Как происходит формирование земельных участков, каковы требования к ним рассказано в данном видео:
13 Авг 2021 Виктория М. 190
Процедура формирования земельных участков
Многие стремятся иметь свой участок либо в собственности, либо хотя бы в аренде. Это считается выгодным вложением и тем местом, которое можно использовать для отдыха или загородного строительства.
Земельные участки берутся не из воздуха. Они формируются определенным образом, и существует ряд правил, которые устанавливают, как должен проходить процесс. Даже если все дело доверено юристу, и нет никаких причин для беспокойства о собственности (а земля довольно ценный вариант имущества), знать в общих чертах, что происходит, никогда не помешает.
Нормативные акты по формированию земельного участка
Что касается нормативных актов, которые устанавливают порядок формирования земельного участка, то, разумеется, без них не обойтись. Регламент будет в таких делах совершенно необходим.
В перечне таких актов будут:
- Федеральный закон от 29. 12. 2021 № 189-ФЗ (ред. От 01.07.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
- Поскольку формирование любого участка подразумевает постановку на кадастровый учет, тут же будет и «Закон о кадастре», полностью — Федеральный закон от 24. 07. 2021 №221-ФЗ.
- Федеральный закон от 29. 12. 2021 №191-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ №576 от 07. 08. 2021 г.
- Постановление Правительства РФ № 2021 от 26. 09. 2021 г. (с изменениями от 21.08.2000 г.).
- Приказ Министерства Юстиции РФ №29 от 14. 02. 2021 г.
Как могут образовывать участки органы власти
Органы управления могут образовывать участки. Это происходит в связи с тем, что принимают определенные документы-основания.
- Создана вся проектная документация относительно земельных наделов, которая решит вопросы с межеванием.
- Сформированы документы, что нужны для лесных участков.
- Утвержден проект положения территорий на нужных кадастровых планах.
При этом сам проект межевания необходим для ряда земель. Такими территориями будут:
- наделы, где планируется создавать линейные объекты;
- участки, где находятся многоквартирные дома;
- те земли, что будут предоставлены для освоения комплексного типа;
- территории, выделенные для ведения своего хозяйства какому-либо некоммерческому образованию;
- участки, выданные человеку по договору о том, что он освоит и будет способствовать развитию земли.
Что такое «формирование земельного надела», и каким образом оно происходит
По сути, формирование земельной территории — это создание специфического объекта недвижимости. Земельные наделы могут формироваться двумя способами:
- На основе тех земель, которые уже используются (их перераспределяют, делят или, наоборот, объединяют, выделяют).
- Когда осваивают земли, которые никак не используются. А именно, из государственных или городских территорий.
Надел непременно имеет строго фиксированную границу, которая обозначается в документах. По законодательству РФ создание участка – это постановка его на кадастровый учет. После того как он внесен в реестр, выдается соответствующий документ, и ему присваивается номер. Надел считается подлежащим оформлению в частную или другую собственность. Теперь этот участок — объект гражданского права. И, следовательно, может быть объектом купли-продажи.
Установленные требования
Конечно, есть ряд условий, без которых формирование земельного участка никак не может произойти. Рассмотрим их.
- Все владельцы и пользователи определенных участков в письменной форме соглашаются с этим. Согласие должно быть заверено. Это обязательный предварительный этап.
- Определяется категория земель. Если целевое назначение у исходного и создаваемого участков различаются, то нужно приводить их к одинаковому виду. И уже потом формировать ЗУ.
- Должны соблюдаться предельно допустимые размеры для участков. Они зависят от того, где расположен, и каково назначения участка.
- Участок не должен мешать использованию уже существующих зданий и всей территории.
Способы и порядок формирования
Существует несколько способов формирования участков, и у каждого есть некоторые отличия в порядке. Цели у этой процедуры бывают разными. Это может быть выделение земли под ИЖС или для ведения ЛПХ. Может быть для разделения территории либо для объединения нескольких участков в один. Бывает, что такое мероприятие необходимо для планового перераспределения земель из фонда.
Итак, земельные участки создаются:
- при операциях с уже имеющимися в наличии наделами;
- в случае выделения из зарегистрированных территорий надела;
- когда происходит отделение от земли, которая находится в государственной собственности.
Посмотрим сначала на вариант, когда участок формируется из земель, что находятся в собственности у государства или города. Как же это происходит?
Первичное образование ЗУ происходит по решению соответствующих структур власти. По ситуации, местного или федерального уровня. Основанием для этого будут такие документы:
- Проект межевания, не противоречащий Градостроительному плану.
- Проектные документы, где содержится информация о лесных участках.
- Если отсутствует проект, то необходима утвержденная схема по расположению ЗУ.
На основании проекта по межеванию участки образуются на основе следующих типов земель:
- земли, которая предоставлена для освоения;
- территории, что передана гражданам для ведения садово-огородного хозяйства;
- местности, которая имеет либо региональное, либо федеральное значение;
- зоны, которая уже застроена зданиями.
Далее ситуация с участками, которые выделяются из земель сельскохозяйственного назначения. Из сельскохозяйственных угодий земельная доля выделяется только для определенных целей. Этими целями будут:
- Расширение своего домашнего хозяйства.
- Строительство фермерского подворья.
- Продажа либо же сдача этого участка в аренду.
Если земли с/х назначения общие, то постановление о том, чтобы выделить участок, выносится собранием всех собственников. Таким же образом решается и расположение участка, что собираются выделить. Если это не сделано, тот, в чьей собственности нужная доля, должен будет сообщить о начавшемся процессе всем участникам, и сделать все, чтобы информация появилась в местном печатном СМИ. После по правилам должны пройти торги в виде аукциона.
На то, чтобы опротестовать расположение участка, который планируется выделить, отводится только месяц. Если никаких протестов не поступило, участок считается выделенным.
Важно! Этот участок обязательно должен быть, так или иначе, освоен в течение трех лет. Он обязательно должен быть либо занят растениеводческим/животноводческим хозяйством, либо продан/сдан в аренду.
Когда участок выделяется на основе уже существующих, все опять же выглядит несколько иначе. Если образуются так называемые «вторичные» участки, то исходные (те, которые были разделены или же распределены) прекращают свое существование. Это происходит в тот момент, когда регистрируются новые ЗУ.
Какие типы выделения в таком случае? Они приведены в таблице ниже. В ней будет лишь краткая информация, подробнее каждый будет рассмотрен отдельно.
Раздел | Объединение | Перераспределение | Выдел |
---|---|---|---|
Один большой участок делится на несколько территорий, меньших по площади | Два и более участка объединяются в один большего размера. Может осуществляться только со смежными землями | Возможно исключительно для смежных участков, меняются площади и границы одновременно нескольких наделов | Выделяется одна или же несколько долей. Первичный участок продолжает существовать, но с другими границами |
Теперь подробнее. Все четыре вида подразумевают наличие какой-то исходной площади в собственности, которую надо перекроить.
Раздел
Во-первых, появляется несколько территорий меньшей, чем исходный участок, площади. Во-вторых, правом собственности на них будет обладать владелец изначального участка. Если это была коллективная собственность, то каждый будет в равной мере иметь права на появившиеся наделы. Если, конечно, их соглашение не предусматривает ничего другого.
Следует отметить, что разделение территории может произойти только при согласии ее владельца. Если участок передан кому-то другому, то при согласии арендатора или пользователя. После того как процедура произведена, арендатор имеет полное право на преимущество, когда будет производиться новый договор аренды, уже на те участки, что появились после раздела. Если стороны согласны, то договор аренды остается прежним, но с необходимыми поправками.
Необходимое уточнение. Раздел на основе межевания пространства возможно осуществить лицом, заключившим соответствующий договор о проведении комплексного освоения участков, которые собираются делить.
Объединение
Довольно любопытное переформирование земель, при котором, как следует из названия, объединяют несколько участков, а не дробят одну большую территорию. Разумеется, такой вариант возможен только в том случае, если участки смежные. После объединения, во-первых, появляется один участок большего размера, чем исходные. Во-вторых, владелец исходных участков, если он был один, становится собственником нового. Если собственников было много, то все они получат право коллективного владения на получившийся в итоге участок.
Нельзя объединять земли, которые были переданы в бессрочное или безвозмездное пользование, и земли, которые предоставлены в праве наследства. Это можно сделать только при условии, что объединяемыми землями владеет один человек.
Выдел
Этот вариант похож на раздел, но есть существенное различие. Если при разделе изначальный участок прекращает свое существование, то при выделе нет. Участок продолжает существовать, но с уже другими контурами и другой площадью.
Выделены могут быть как одна, так и несколько долей. Однако тот собственник, который потребовал выдела, больше не будет иметь прав на общую собственность. Но право на свой, выделенный участок он, естественно, приобретает.
Перераспределение
Еще один вид передела участков. Довольно странный, но он так же пользуется спросом, как и остальные. Про него можно сказать следующее:
- Он возможен только для тех участков, которые являются смежными.
- В итоге изменяются площади и границы сразу несколько ЗУ.
- У единственного собственника сохранятся все права на землю.
- Если владельцев несколько, то их права будут распределены согласно договору.
Кроме всего этого, участки могут выделяться и из закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Это уже совсем специфические земли. Там имеются органы местного самоуправления, на них располагаются предприятия, которые работают с радиоактивными веществами, объекты, требующие режима соблюдения гостайны и т. д.
Территории, где расположены ЗАТО, принадлежат им, хотя участки вообще-то государственная собственность. Тем не менее ими распоряжаются органы местного самоуправления. После согласования между местными и федеральными властями такие земли могут быть предоставлены местным обитателям для огородничества, садоводства или в качестве хозяйственных участков. Также на территории может быть введен режим особого использования.
Заявление на формирование земельного участка и пакет документов
Как и для любого дела, связанного с недвижимостью, необходимо соблюсти ряд формальностей. А именно, подать заявление и подготовить необходимый пакет документов. Что же в него должно входить?
- Межевое дело, которое будет включать в себя акт установления границ.
- Картографические данные. Под этим подразумевается чертеж нового участка на местности.
- Акт установления межевых знаков. Установление должно обязательно проходить в присутствии уполномоченных проводить межевание лиц.
Разъяснение сложных моментов
Одним из неоднозначных моментов будет вариант, когда ЗУ необходимо формировать под многоквартирными домами. Ведь одно дело, когда это, например, три смежных дачных участка или один большой надел (хоть сельскохозяйственного, хоть несельскохозяйственного назначения), и совсем другое, если на земле стоит многоквартирный дом. Даже если он не многоэтажный, а, например, одноэтажный с тремя квартирами. Тут нужен небольшой анализ.
Размеры наделов будут определяться точно в соответствии с Земельным законодательством. Закон о градостроительной деятельности устанавливает, что они будут рассчитываться с оглядкой на фактические объемы землепользования. И конечно же, учитываются правила градостроения. Границы территорий устанавливаются по естественным границам смежных участков, проездам. При этом будут учитываться транспортные системы. Правда, только если это не будет идти вразрез с градостроительным законодательством.
Нормативную площадь территории рассчитывают по указаниям СПЗО — 101 — 98. В формуле учитывается плотность застройки района, сколько в доме этажей, какова транспортная доступность, какая общая площадь всех помещений в доме и другие важные моменты.
Как выглядит процедура? Прежде всего, проводится общее собрание жильцов. На нем как раз и выносится решение, а результат голосования обязательно фиксируется в протоколе прошедшего собрания. Потом подается заявление на передачу участка в долевую собственность в соответствующие органы. Далее уполномоченный представитель всех жильцов (выбирается общим собранием) обращается в муниципалитет или другие органы с заявлением о формировании земельного надела, занятого многоквартирным домом.
После этого проводятся землеустроительные мероприятия, и утверждается проект границ. Уже потом наступает очередь процедуры формирования ЗУ. Это делают органы государственной власти. Бывает, что на застроенных пространствах нет никаких границ нужных участков. Тогда специалисты готовят все проекты межевания. Эти проекты утверждает Администрация данного субъекта РФ.
Когда проект уже утвержден, на его основании принимается решение о том, чтобы передать участок под многоквартирным домом в общую долевую собственность.
Как только кадастровый учет осуществлен, возникает право собственности, и участок поступает в общее владение жильцов. Статус всех собственников закрепляется Госрегистрацией права. С этого момента все долевые владельцы могут пользоваться всеми вновь приобретенными преимуществами. Например, расположить на своей земле детскую площадку, как и какую хочется (многодетным семьям либо просто семьям с детьми это особенно придется по вкусу) или использовать другим путем.
Формирование земельного участка
Образование земельных участков производят путём видоизменения старых участков и формирования новых по решению органов власти. Для правильного формирования надела необходимо соблюдение ряда требований.
Для того, чтобы окончательно провести процедуру образования нового участка, нужно его обязательно поставить на учёт в Росреестр недвижимости и присвоить номер.
Основания для образования наделов
Образование земельных участков происходит на законных основаниях с последующей регистрацией новых объектов недвижимости в Росреестре.
Предусмотрены следующие способы образования земельных участков.
- Образование земельных участков, которые не эксплуатируются и находятся в ведении муниципальных образований и госорганов.
- Искусственное создание земель на водных объектах, которые принадлежат федерации, путём подвозки или намыва грунта. Образование признаётся участком после введения в эксплуатацию.
- Раздел – возможность образования нескольких участков из одного. Формирование земельных участков предусматривается посредством обращения в геодезическую организацию, которая производит межевание территорий, создавая границы между новыми землями. Собственником остаётся прежний владелец или несколько новых выгодоприобретателей (допустим, вследствие раздела участка наследниками), при этом старый надел снимается с учёта и прекращает существование.
- Выдел возможен по желанию участника долевого владения. Он становится полноценным собственником своей доли, а старый участок меняет свои границы.
- Объединение – осуществляется путём заключения договора между собственниками. Оно предполагает прекращение существования нескольких участков как отдельных объектов, пребывающих в собственности. У субъектов, которые владели ранее наделами, в случае, если они не отчуждали свои участки другим субъектам, возникает право совместной собственности на землю. Объединить несколько своих наделов может и собственник единолично, обратившись с документами к регистратору.
- Перераспределение участков между субъектами, у которых земля находится во владении. Происходит образование земельных участков с новыми границами по решению органов власти. Для этого запускается целый механизм, позволяющий выявить фактических или зарегистрированных в Росреестре собственников, наличие ограничений и обременений на земли. Субъекты, которых коснулись преобразования, должны дать своё согласие и пройти процедуру оформления прав на новый надел.
Новые участки возникают из уже используемых земель при прекращении существования старых наделов. Также наделы создаются на ещё не эксплуатируемых территориях, которые находятся на балансе госорганов или муниципалитетов.
При формировании нового земельного участка должны соблюдаться требования к образуемым объектам:
- габариты участка не должны выходить за пределы градостроительных регламентов (кроме установленных случаев, допустим, в отношении участков под природными объектами, относящимися к культурному наследию, этот критерий может не соблюдаться);
- границы наделов не должны накладываться на объекты муниципальных владений, пересекаться с населёнными пунктами, природоохранными зонами, территориями добычи ископаемых;
- недопустимо образование земельного участка, который перекроет проход к зданиям;
- новый объект должен использоваться в соответствии со своим целевым назначением;
- нужно избегать изломанных границ, вклинивания наделов, участок должен быть удобен для его застройки домами или и другими недвижимыми объектами.
К земельным участкам и их созданию проявляются определённые требования, нарушение которых может быть обжаловано, так как оно мешает эффективному использованию земли по её целевому назначению.
При образовании нового надела постановка на учёт и регистрация прав собственности происходят единовременно.
Для этого требуются следующие документы:
- заявление лица, желающего зарегистрировать новообразованный объект;
- правоустанавливающая документация, если данных о недвижимости ранее в Реестре недвижимости не было;
- согласие иных лиц, если оно необходимо;
- документация, выданная в результате проведения межевания участка и согласования его границ;
- разрешительные документы на ввод в эксплуатацию;
- если участком обладают долевые собственники, необходимо предоставить также проект межевания, согласованный между ними, подтверждающий доли владельцев.
В случае, когда существует несколько субъектов, которые желают изменить границы, перераспределить земли или объединить их, нужно подать в орган регистрации дополнительную документацию, подтверждающую волеизъявление этих собственников.
Раздел и выдел
Основным отличием этих категорий является то, что при разделе старый участок прекращает своё существование, а при выделе лишь претерпевает изменений.
Раздел могут осуществлять такие субъекты:
- лицо, которое занимается комплексным освоением территории по договору;
- владельцы на праве общей собственности, которые определились со своими долями;
- граждане, входящие в некоммерческую организацию (к примеру, такую, как общество садоводов);
- разделять свои земли могут муниципалитеты и госорганы.
Выдел для образования земельного участка могут производить только долевые владельцы, за исключением тех, у кого есть помещение в многоквартирном доме.
Рекомендуем ознакомиться:
Раздел или выдел невозможен, когда участок или постройки на нём являются неделимыми, так как это приводит к потере целостности объекта или невозможности использовать его по целевому назначению.
При выделе или разделе земли, которая находилась в совладении, каждый имеет право прекратить совместное владение и потребовать свою долю.
Порядок образования земельных участков обязывает владельцев недвижимости, что пребывает в совместной собственности, сначала определиться с долями, которые полагаются каждому из них или желающему прекратить совместное владение. Разделение надела или выдел происходит вследствие соглашения или решения суда.
Формирование земли, которая принадлежит муниципальным образованиям и госорганам, осуществляется в пределах старых границ. Субъект, который пользуется такими землями на законных основаниях (допустим, арендует их), подаёт заявление с целью утвердить расположение надела на кадастровом плане. Кроме этого заявитель подаёт саму схему и копии документов на надел, если он ещё не был зарегистрирован в ЕГРН. У органа власти есть месяц, чтобы отказать землепользователю или утвердить схему.
Законодатель предоставляет возможность заявителям самим составлять межевой план, который касается даже многоконтурных участков. Это земли, которые находятся в одном населённом пункте и состоят из нескольких наделов. Они могут быть разделены между собой, иметь вкрапления и их границы могут не иметь точек соприкосновения (допустим, частный дом и участок разделены дорогой).
При формировании такого надела присваивается всем частям единый номер для постановки на кадастровый учёт. Сделки проводятся с таким наделом как с единым целым.
Раздел и выдел земельных участков требует обязательной государственной регистрации. Новым образованиям присваиваются кадастровые номера, а владельцы получают право распоряжаться землёй и проводить с ней законные операции.
Объединение наделов
Формирование земли путём объединения возможно одним и несколькими собственниками. Прежние участки прекращают своё существование и оформляются на одного или нескольких собственников, которые владеют образованным наделом на праве общего владения.
Образование земельных участков через объединение является популярной процедурой по таким причинам:
- получение налоговых льгот невозможно для нескольких участков сразу;
- нельзя построить большой дом сразу на двух наделах, так как последуют проблемы с его регистрацией;
- вырастает цена на большой участок при его продаже;
- для одного собственника не нужно формировать отдельные пакеты документов на недвижимость;
- уменьшение земельного налога.
Требования к объединяемым участкам:
- все участки должны иметь одинаковый правовой статус (допустим, нельзя объединить земли в бессрочном владении и в наследуемом), кроме случая, когда их объединяет одно лицо;
- наделы должны быть смежными;
- границы объединяемых земель должны быть точно определены, в этом случае кадастровому инженеру не понадобится выезжать на объект, он может составить план межевания по имеющимся схемам;
- наделы должны принадлежать к одной категории (допустим, выдаваться под поселение);
- участки могут находиться в пределах одной административной единицы;
- новые участки должны соответствовать всем требованиям к формированию новых земельных наделов (не допуская вклинивая, нарушений размеров и т.д.)
Порядок формирования земельных участков предполагает предоставление заявлений всех их владельцев о намерении создать один надел.
Объединение участков приводит к общей собственности и, как результат, к некоторым ограничениям, но этот законный способ формирования нового участка помогает решить множество проблем с налогообложением, продать землю дороже и т.д.
Перераспределение
Между органами госвласти и самоуправления возможно перераспределение земли в определённых случаях.
- Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, интересы третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
- Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
- Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.
Основаниями являются соглашения между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.
Рекомендуем ознакомиться:
Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частном владении:
- проведение комплексного развития территории для того, чтобы привести границы наделов в соответствие с составленными проектами межевания;
- перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
- распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
- появилась необходимость изъять земли для нужд местности или государства.
Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.
Для перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.
Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий. Получить участок без оплаты, к примеру, могут многодетные граждане, религиозные и благотворительные организации.
Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.
Иные случаи формирования участков
Часть участка считается по законодательству отдельным земельным объектом.
Право на часть участка появляется в следующих случаях:
- при приобретении во владение дома или иной постройки, которые размещены на чужой земле, новый собственник получает права на ту ЧЗУ, где стоит здание;
- при сдаче в аренду части надела;
- если сервитут имеет отношение не ко всему участку;
- когда на часть состояния, в том числе недвижимого, наложено обременение (в Росреестре должны быть такие сведения об участке).
Во всех вышеописанных ситуациях образование части земельного участка нужно зарегистрировать путём внесения информации о ней в Росреестр. Для этого нужно произвести межевание территории, составить с помощью специалистов план границ и поставить часть надела на кадастровый учёт.
Часть участка является отдельным видом земельных объектов, её выделение должно происходить с уведомлением органов госвласти и постановкой на учёт.
Владельцы квартир выступают совладельцами земли, на которой возведён такой дом и постройки рядом с ним.
Относительно земельных участков под многоквартирными строениями, что сформировались до весны 2021 г., или тех, что уже зарегистрированы в Росреестре, то они принадлежат владельцам квартир.
Формирование земельного участка под многоквартирным домом, если он не занесён в Росреестр недвижимости, требует активных действий со стороны владельцев квартир.
Оформление происходит таким образом:
- проводится общее собрание владельцев квартир;
- принимается решение о необходимости сформировать участок и выбирается уполномоченный представитель собрания перед различными инстанциями;
- составляется заявление об оформлении участка;
- выбранное лицо направляется к регистратору с заявлением, паспортом и документацией, чтобы подтвердить и своё право владения квартирой;
- кадастровый инженер готовит проект межевания;
- проводится постановка на учёт.
Пока участок не сформировали, собственники квартир могут использовать надел в объёме, необходимом для нормальной эксплуатации жилого дома.
Как образовывают участки органы власти?
Земли, собственником которых являются органы власти, формируются в связи с принятием одного из документов-оснований:
- создание проектной документации по земельным участкам относительно их межевания;
- формирование документов для лесных участков;
- утверждённая схема положения наделов на кадастровых планах.
Проект межевания обязателен для таких земель:
- для участка, образуемого из надела, предоставленного субъекту на основании договора об освоении и развитии земли;
- для участка, выделенного некоммерческому образованию с целью ведения на нём хозяйства;
- для территорий, предоставляемых с целью комплексного освоения;
- в пределах поселения, на котором стоят многоквартирные дома;
- для земель, где находятся или планируются линейные объекты.
В отличие от преобразований уже существующих участков органам госвласти нужно правильно осуществить выбор нового владельца.