Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах (с изменениями на 17 декабря 2020 года)

Новые правила перепланировки в Москве — постановление № 508-ПП от 25.10.2011

Вслед за упрощением процедуры получения разрешения на установку кондиционеров на фасадах зданий Правительство гор. Москвы внесло существенные изменения в правила согласования перепланировки квартир и/или переустройства жилых помещений в многоквартирных домах. Новый порядок определяется:

  • постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации  переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах», официально опубликовано в: «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 61, 01.11.2011 (с изменениями: ППМ 840-ПП от 26.12.2012),
  • приложениями к нему (наиболее важные документы с точки зрения установления новых правил согласования по существу, в частности, приложение № 1 — Требования к перепланировке) и
  • каталогом типовых перепланировок в домах массовых серий в качестве дополнения (скачать его можно по представленной ссылке).

На этой странице нам хотелось бы представить информацию о наиболее важных изменения указанных правил. Такие сведения могут оказаться полезными для всех посетителей сайта, и в том числе для тех, кто занят планированием будущего ремонта квартиры в новостройке.

Принятое 25.10.2011 г. на заседании правительства Москвы постановление «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах» вступило в силу 1 декабря 2020 года.

Упрощение согласования перепланировки в соответствии с постановление № 508-ПП распространяется только на территорию Москвы и не затрагивает Московскую область и другие субъекты федерации.

Анализируя обращения наших клиентов, мы заметили, что предпринятые московскими властями реформы обыкновенно называют новым законом о перепланировке. Однако это не так — новации в указанной сфере вводятся в действие постановлением Правительства Москвы, а содержание самих процедур согласования в их обновленной форме определяются многочисленными приложениями к документу.

Ранее порядок согласования и проведения перепланировки и/или переустройства в гор. Москве в целом определялся двумя основными документами, принятыми Правительством  гор. Москвы. Это — постановление № 73-ПП от 08.02.2005 г. и № 831-ПП от 25.09.2007 г. с изменениями и дополнениями. В соответствии с новым порядком согласования перепланировки указанные документы (а также постановление № 502-ПП от 22.06.2010 г.) признаются утратившими силу. Им на смену приходят:

  • Требования к переустройству и перепланировке → приложение № 1 к постановлению № 508-ПП (в редакции постановления от 26.12.2012 № 840-ПП). Определяют случаи того, что подлежит согласованию (пункты 2 и 3 Требований) и на что ни при каких обстоятельствах нельзя получить разрешение (пункт 11). Иными словами, такой документ позволяет ответить на вопрос «Что можно согласовать».
  • Регламент, определяющий порядок оказания государственных услуг в части согласования перепланировки →  приложение № 2 (в редакции постановления от 26.12.2012 № 840-ПП). Документ предусматривает порядок подачи заявлений о согласовании, сроки и процедуры их удовлетворения (предоставления разрешения), а также исчерпывающие основания для отказа в выдаче разрешения на согласование перепланировки. Т.е. он отвечает на вопрос «Как осуществляется согласование». Данный документ также содержит образцы документов (в том числе заявление о согласовании перепланировки), которые применяются в соответствии с новым Регламентом.
  • Требования к составу и содержанию проекта перепланировки → приложение № 3 к ППМ № 508.
  • Порядок контроля за работами по перепланировке («Требования к ведению журнала производства работ…») → приложение № 4. Определяет процедуры, связанные с обеспечением соответствия фактически производимых работ решению о согласовании перепланировки и проекту, в том числе в отношении ведения исполнительной документации и приемки уполномоченными лицами скрытых работ.

Прежде московский регламент предусматривал два вида перепланировки — «по проекту» и «на основании эскиза» (последний в свое время был предложен москвичам как некоторое послабление). Новый документ упоминает лишь проект, а также вводит новое понятие «перепланировка на основании типового проекта», заранее согласованного Мосжилинспекцией и представленного на ее официальном сайте. В настоящее время такой каталог содержит 127 проектов. Из них 52 могут быть реализованы без согласования с Мосжилинспекцией, а 75 — после получения соответствующего разрешения — т.е. такие проекты предусматривают изменения, которые затрагивают несущие конструкции, фасад или общедомовые коммуникации. Согласно информации, полученный в Мосжилинспекции, в 2020 году будет опубликован второй том Каталога, куда войдут иные типовые серии домов.

МНИИТЭП подготовил каталог типовых перепланировок в домах массовых серий. Документ представляет собой файл в формате → PDF. Размер файла составляет 12 Мб.

Источник: ГУП МНИИТЭП

Новым в законодательстве о перепланировке квартир следует считать то, что согласование может носить разрешительный или уведомительный характер. Пункты 2 и 3 Приложения № 1 в совокупности образуют перечень работ, к которым применяются разрешительные процедуры — ведение ремонта в таких случаях возможно только после получения разрешения Мосжилинспекции, т.к. в общем и целом указанные мероприятия затрагивают несущие конструкции, фасад здания или общедомовые коммуникации. Разрешение в свою очередь может быть выдано только при условии предоставления проекта перепланировки. Проект должен быть подготовлен специализированной организацией, имеющий свидетельство СРО о допуске к деятельности, связанной с проектированием. Для домов массовых серий может быть использован типовой проект. На основании заявления, проекта и иной предусмотренной регламентом документации Мосжилинспекция принимает решение о согласовании работ и в последующем принимает их → актом о завершенной перепланировке. На основании проекта, подготовленного специализированной организацией, имеющей допуск СРО, могут быть согласованы, в частности:

  • перенос (устройство) сан. узлов (п. 2.2.1. Требований; следует применять с учетом п. 24 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.);
  • устройство проемов в несущих и межквартирных перегородках (п. 2.2.6.);
  • объединение лоджий с внутренними помещениями (п. 2.2.9.) — исключен постановлением № 840-пп от 26.12.2012 — исключение данного пункта толкуется, однако, как мера, устанавливающая запрет на такие работы;
  • устройство перегородок, создающих сверхнормативные нагрузки на перекрытия в домах с ж/б-перекрытиями (п. 2.2.11.).

Любопытно то, что в проекте Требований (Приложения № 1) не допускалось объединение лоджий с жилыми помещениями. Кроме того, в проекте документа существовала четкая запись о запрете на перенос туалетов и ванных комнат в места над жилыми комнатами. В окончательном варианте документа последений пункт отсутствует. Однако в любом случае следует иметь в виду, что в настоящее время действует «Положение о признании помещения жилым помещением…», утвержденное постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006. Согласно п. 24 Положения не допускается размещать туалеты, ванные комнаты и/или кухни над жилыми помещениями (в документа — «комнатами») — см. также → объединение санузла.

На отдельной странице нашего сайта мы публикуем → виды работ по перепланировке квартир с их распределением по группам: разрешено, разрешено в уведомительном порядке, запрещено и т.д.

В случаях, когда запланированные работы не включены в названный перечень, перепланировка может быть произведена с соблюдением условия об уведомительном характере. Регламент предусматривает возможность осуществления указанных работ физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями без ведения Журнала работ и необходимости освидетельствования скрытых работ.

Уведомительный характер подразумевает внесение соответствующих изменений в технический паспорт жилого помещения при необходимости, например, в случае, если вы собираетесь продать квартиру.

Обратите внимание на п. 15 Требований: «Работы по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, производство которых требует соответствующего допуска, осуществляются организацией, имеющей свидетельство о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией.»

Приложение № 1 к постановлению № 508-ПП от 25.10.2011

Мероприятия, направленные на переустройство и/или перепланировку не должны выходить за пределы ограничений, предусмотренных новыми правилами и направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также конструктивной прочности многоквартирного дома. В частности, не допускается (подробно см. п. 11 Приложения № 1):

  • увеличивать нагрузку на несущие конструкции при устройстве стяжек, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов сверх проектных значений;
  • производить демонтаж или усекать вент. каналы;
  • переносить радиаторы отопления в лоджии.

Благодаря сокращению списка работ, в отношении которых применяется разрешительный порядок согласования, впредь разрешение не требуется в частности для случаев:

  • замены напольного покрытия (об устройстве полов и изменении их конструкции см. ниже; в особенности обратите внимание на толкование термина «покрытие пола» согласно Приложению Б СП  29.133307.2011 «Полы. СНиП 2.03.13-88»;
  • установки спутниковых антенн на фасаде;
  • замены унитаза;
  • полной или частичной разборки ненесущих перегородок (за исключением межквартирных и тех, которые ограждают газифицированные помещения — требуется проект и согласовние);
  • устройства проемов в ненесущих перегородках;
  • устройства дополнительных перегородок из легких материалов.

В части ненесущих перегородок существует вероятность того, что для их разборки потребуется техническое заключение проектной организации о том, что они не являются несущими или разгружающими. Мосжилинспекция также может истребовать заключение и в отношении вновь возводимых перегородок, подтверждающее, что они не превышают проектную нагрузку на перекрытия. В свою очередь такое заключение в состоянии таить «опасность» в виде оговорки о том, что указанный вид работ в данном конкретном случае может быть произведен только при наличии специального проекта.

В особенности новоселам будет полезно познакомиться с п. 2.2.8 Требований (Приложение № 1), который относит работы по устройству полов (например, стяжки) к перепланировке, согласование которой осуществляется при наличии соответствующего проекта (согласно постановлению 840-пп от 26.12.2012 согласование проекта требуется только для изменения конструкции пола).

Работы по переустройству и/или перепланировке, включенные в предусмотренный регламентом перечень, должны быть произведены в течение одного года, т.е. в пределах срока действия решения о согласовании. Ранее действовало правило о том, что такие работы должны быть произведены в срок не более четырех месяцев. Также из регламента была исключена норма, согласно которой устанавливались временные рамки продолжительности ремонта, в частности при проведении шумных работ. Для определения времени ремонтных работ в квартире теперь следует руководствоваться общими нормами законодательства об обеспечении покоя граждан и тишины на территории гор. Москвы.

Срок реализации процедуры получения разрешения на перепланировку не должен превышать 35 дней. Документ о завершенном переустройстве/перепланировке должен быть выдан в течение 10 дней с момента уведомления Мосжилинспекции о том, что такие работы закончены.

Сроки: получение разрешения — 35 дней; работы — до 12 месяцев; акт о завершенном переустройстве — 10 дней.

Как и ранее, владельцы квартир в новостройках могут приступать к реализации процедуры согласования перепланировки только после получения свидетельства о праве собственности на квартиру.

Таким образом, порядок согласования перепланировки выглядит следующим образом (вариант согласования «по проекту»):

  • Получение в БТИ технического паспорта.
  • Составление проекта (см. Приложение № 3).
  • Обращение в Мосжилинспекцию с предоставлением правоустанавливающих документов, паспорта БТИ, проекта (см. Приложение № 1 и Приложение № 2).
  • Получение разрешения на перепланировку в течение 35 дней (см. Приложение № 2).
  • Производство работ с одновременным ведением Журнала (содержание — см. Приложение № 4). Не забывайте о необходимости освидетельствования скрытых работ актами, перечень которых предусмотрен Приложением № 7 к Приложению № 2 («Регламенту»).
  • Завершение перепланировки актом комиссии, которую следует пригласить по окончанию всех работ, предусмотренных проектом.
  • Обмер помещений техником БТИ.
  • Получение кадастрового паспорта с учетом произведенных изменений.

При отсутствии актов на скрытые работы Мосжилинспекция вскрывает конструкции объекта с целью проверки соответствия произведенных работ нормам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

П. 3.6. Приложения № 2 к постановлению Правительства Москвы № 508-ПП

Требование о ведении Журнала и освидетельствовании скрытых работ применяется только к работам, указанным в пп 2 и 3 Приложения 1, — согласование таких работ производится при наличии проекта. Нововведение заключается в том, что приемку скрытых работ теперь вправе по выбору заявителя производить Мосжилинспекция или представители проектной организации, осуществляющей функции технического надзора в силу заключенного с ней договора.

Также следует иметь в виду, что представители управляющей организации входят в состав комиссии, осуществляющей приемку завершенной перепланировки, только в случае, если такая перепланировка затрагивает общедомовое имущество в многоквартирном дом (см. п. 3.5.1. Регламента — Приложения № 2 к постановлению № 508-ПП).

Согласование не требуется — последовательность дейтствий

Если в ходе ремонта квартиры будут производиться работы, которые подпадают под определение перепланировки, предусмотренное жилищным кодексом, однако их согласование не требуется (например, замена ванны на душевую кабину), необходимо:

  • получить в БТИ план квартиры (если у вас его нет);
  • самостоятельно отобразить на плане произведенные изменения;
  • обратиться в Мосжилинспекцию, приложив к заявлению указанный план;
  • получить акт о выполненной перепланировке (один экземпляр передается в БТИ);
  • вызвать техника БТИ для внесения изменений в планы квартиры;
  • получить новый план БТИ.

См. → Что такое перепланировка?

Ссылки

Почитать

Совсем скоро мы дополним данную статью указанием на сторонние источники.

Примечания

Со временем будет накоплен опыт практического применения новых процедур согласования. На его основе появятся разъяснения постановления № 508-ПП, которые будут учтены в данной статье.

Перепланировка жилых и нежилых помещений

1. Что считается переустройством, перепланировкой?

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. Нужно ли узаконивать стену из гипсокартона, если не были затронуты несущие стены?

Так как установка новой стены (в том числе из гипсокартона) влечет изменение конфигурации жилого помещения, собственнику жилого помещения в многоквартирном доме необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

3.Кто должен согласовывать переустройство и (или) перепланировку квартиры?

Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пункт 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.Какие документы необходимо подать для согласования переустройства и (или) перепланировки квартиры?

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

— заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

— правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

— правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме вышеуказанных. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы (правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры), обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Для объектов культурного наследия вместо проекта переустройства и (или) перепланировки в многоквартирном доме представляется проект приспособления для современного использования.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

5.В какие сроки местные власти должны принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки или отказе?

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.Формаи содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Часть 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

6. Кого надо уведомить о завершении перепланировки?

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 28 Жилищного кодекса Российской Федерации.

7. Каков порядок перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме?

Решение о проведении перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Решение затем направляется в орган местного самоуправления, который создает межведомственную комиссию. Именно она и принимает решение о согласовании переустройства или перепланировки либо об отказе в них.

Для согласования заявитель представляет через Портал государственных или муниципальных услуг Московской области на сайте http://pgu.mosreg.ru, а при отсутствии услуги на сайте непосредственно в муниципалитет по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

— заявление о перепланировке и переустройстве нежилого помещения в многоквартирном доме;

— план объекта недвижимости (копия технического паспорта домовладения (здания, строения), составленный по результатам обследования и содержащий сведения о составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке;

— копию (при предъявлении подлинника) договора о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке помещений, в случае, если его заключение предусмотрено решением общего собрания собственников помещений;

— документ, удостоверяющий право на земельный участок, в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений, связанные с передачей в пользование части общего имущества, предусматривает создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания;

— кадастровый паспорт земельного участка в случае, если предусматривается создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня поступления заявления и документов в орган, осуществляющий согласование.

Завершение переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

8. Что делать, если соседи делают незаконное переустройство и (или) перепланировку?

В случае если в соседнем помещении делают перепланировку, надо уточнить у собственников, имеется ли у них согласование органа местного самоуправления на производство работ по перепланировке, необходимое по Жилищному кодексу. В случае если у соседа такого согласования нет, то гражданин может написать обращение в управляющую организацию, а в случае ее бездействия — в Госжилинспекцию и копию направить в местную администрацию.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

9. Какую ответственность несет собственник за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения?

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную статьями 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при условии непринятия решения суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в случае если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, принимает решение:

— в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

— в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в вышеуказанном порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Статья 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.

10. Какой порядок установки кондиционеров?

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации установка кондиционеров недопустима без соответствующего разрешения. Установка кондиционеров приравнивается к переустройству помещения. В связи с этим необходимо получить разрешение уполномоченного органа местного самоуправления.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Перепланировка и переустройство жилых и нежилых помещений

Вопрос: Что считается переустройством, перепланировкой?

Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Вопрос: Нужно ли узаконивать стену из гипсокартона, если не были затронуты несущие стены?

Так как установка новой стены (в том числе из гипсокартона) влечет изменение конфигурации жилого помещения, собственнику жилого помещения в многоквартирном доме необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Вопрос: Кто должен согласовывать переустройство и (или) перепланировку квартиры?

Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Вопрос: Какие документы необходимо подать для согласования переустройства и (или) перепланировки квартиры?

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

— заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

— правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

— правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме вышеуказанных. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы (правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры), обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Для объектов культурного наследия вместо проекта переустройства и (или) перепланировки в многоквартирном доме представляется проект приспособления для современного использования.

Вопрос: В какие сроки местные власти должны принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки или отказе?

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Вопрос: Кого надо уведомить о завершении перепланировки?

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Вопрос: Каков порядок перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме?

Решение о проведении перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Решение затем направляется в орган местного самоуправления, который создает межведомственную комиссию. Именно она и принимает решение о согласовании переустройства или перепланировки либо об отказе в них.

Для согласования заявитель представляет через Портал государственных или муниципальных услуг Московской области на сайте http://pgu.mosreg.ru, а при отсутствии услуги на сайте непосредственно в муниципалитет по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

— заявление о перепланировке и переустройстве нежилого помещения в многоквартирном доме;

— план объекта недвижимости (копия технического паспорта домовладения (здания, строения), составленный по результатам обследования и содержащий сведения о составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке;

— копию (при предъявлении подлинника) договора о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке помещений, в случае, если его заключение предусмотрено решением общего собрания собственников помещений;

— документ, удостоверяющий право на земельный участок, в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений, связанные с передачей в пользование части общего имущества, предусматривает создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания;

— кадастровый паспорт земельного участка в случае, если предусматривается создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня поступления заявления и документов в орган, осуществляющий согласование.

Завершение переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Вопрос: Что делать, если соседи делают незаконное переустройство и (или) перепланировку?

В случае если в соседнем помещении делают перепланировку, надо уточнить у собственников, имеется ли у них согласование органа местного самоуправления на производство работ по перепланировке, необходимое по Жилищному кодексу. В случае если у соседа такого согласования нет, то гражданин может написать обращение в управляющую организацию, а в случае ее бездействия — в Госжилинспекцию и копию направить в местную администрацию.

Вопрос: Какую ответственность несет собственник за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения?

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную статьями 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при условии непринятия решения суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в случае если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, принимает решение:

— в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

— в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в вышеуказанном порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Вопрос: Каков порядок установки кондиционеров?

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации установка кондиционеров недопустима без соответствующего разрешения. Установка кондиционеров приравнивается к переустройству помещения. В связи с этим необходимо получить разрешение уполномоченного органа местного самоуправления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: