Отказ от права собственности на земельный участок

Земельный
эксперт

15563

Основания для отказа от права собственности на земельный участок

Отказ от права собственности на земельный участок необходим в случае неиспользования этого имущества или при необходимости освобождения от уплаты налогов. Если объект недвижимости не применяется или его эксплуатация приносит убытки, от такой территории следует избавиться путем продажи, дарения либо добровольного отказа.

Если правопреемник на землю не найден, нужно прекратить право собственности на такой участок. На основании отказа отчуждаемая недвижимость передается в специализированный фонд муниципалитета. Этот государственный орган становится официальным владельцем и распорядителем собственности. До момента регистрации такого действия права и обязанности владельца земли остаются за лицом, которое производит процедуру отчуждения.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Если на обладание территорией есть претенденты, имеющие преимущественное право, например, дети, супруг владельца или предыдущий собственник – недвижимость может быть передана в их ведение. При наличии споров по переходу данной вещи в собственность, они разрешаются в судебном порядке.

Отказ от права на землю регламентирован ст. 53 ЗК РФ. Процедура оформления прекращения права собственности определена ФЗ № 218 от 13.07.2015 года.

Основанием для отказа от имущества служит предоставление заявления в Росреестр. Если владелец земли обладает правом собственности согласно договору купли-продажи – делопроизводство направляется в региональное отделение РосРеестра. Если хозяин территории обладает ей согласно праву бессрочного пользования земельным участком или наследования – заявление оформляется в отделении муниципалитета.

Заявление об отказе от права собственности на землю

Заявление о добровольном отчуждении территории составляется в письменном виде от руки или машинописными символами по установленному образцу. Посмотреть и скачать можно здесь: [Форма заявления об отказе от права собственности на земельный участок]. Соответствующий бланк для заполнения можно получить в государственном органе по месту предъявления, в нотариальной или адвокатской конторе или скачать через интернет на официальном сайте Росреестра.

Такой документ должен иметь следующую структуру:

  • Шапка. Оформляется в верхней правой части заявления. Содержит наименование государственного учреждения, в которое подается документ; данные заявителя (реквизиты юридического лица или Ф.И.О. – физического) с указанием адреса и контактного телефона или электронной почты.
  • Наименование заявления. Оформляется в центре листа под шапкой.
  • Основной текст документа. Здесь должны быть указаны правоустанавливающие документы на территорию и данные о местоположении рассматриваемого объекта, а также причины для делопроизводства, определяемые земельным законодательством.
  • Перечень приложений. Здесь описываются документы и их копии, прилагаемые к основному заявлению.
  • Дата составления и подпись просителя. Устанавливается в нижней части листа с левой или правой стороны документа.

Независимо от места предъявления заявления, прекращение прав на имущество подлежит регистрации в РосРеестре.

Порядок отказа от права собственности на земельный участок

Поэтапная процедура добровольного отказа от собственной территории:

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Подача заявления в компетентный государственный орган. Осуществляется непосредственно владельцем земли или его представителем, на основании доверенности, заверенной через нотариуса.
  3. При приеме документов должностным лицом выдается соответствующая справка с порядковым номером и перечнем принятых бумаг.
  4. Ожидание в течение одного месяца для получения официального ответа.
  5. После принятия решения в течение трех дней направляется уведомление заявителю с ответом. В недельный срок документация передается в РосРеестр для регистрации (в случае осуществления делопроизводства в местном муниципалитете). В течение 7 дней предоставляются необходимые данные в налоговые органы.
  6. РосРеестр после получения необходимой документации или завершения делопроизводства в срок 5 дней направляет официальное уведомление заявителю о регистрации прекращения вещного права на землю.

Список документов

Перечень документов, необходимых для отказа от прав на недвижимость, указанных в земельном законодательстве:

  • Заявление о добровольном отчуждении.
  • Письменное согласие государственного или иного органа, создавшего юридическое лицо, которое объявляет об отказе на имущество (для юридических лиц).
  • Документ, подтверждающий государственную регистрацию с копией.
  • Правоустанавливающие бумаги на землю или копия соответствующего решения государственного или судебного органа. Такие документы не нужны, если оформление территории в РосРеестре производилось на основании действующего ФЗ № 122 от 21.07.97.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (для юридических лиц).
  • Кадастровый паспорт на участок (при наличии).
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его доверенного.
  • Доверенность, удостоверенная в нотариальной конторе (при необходимости).

Последствия отказа от права собственности на землю

После того как будет произведен отказ от права собственности на территорию, такой участок будет переведен в ведение регионального муниципалитета в порядке, установленном земельным законодательством. После отчуждения недвижимости она приобретает статус бесхозной и подлежит реализации или консервации (длительное хранение).

Как восстановить право на землю после отказа? В течение 12 месяцев после отчуждения объекта собственности бывший владелец или иные претенденты могут получить территорию назад согласно приобретательской давности. После определенного времени реализация объекта недвижимости осуществляется на основаниях гражданского законодательства в отношении бесхозной вещи.

Пример по отказу от права собственности на земельный участок

Гражданин Петров Н.В. получил в наследство долю земельного участка. По истечении нескольких лет, для того чтобы не платить имущественный налог, он решил отказаться от этой территории. Согласно законодательству такая процедура выполняется региональным муниципалитетом с последующей регистрацией прекращения вещного права в РосРеестре.

Обратившись в государственный орган, Петров составил соответствующее заявление, приложил к нему необходимые документы и передал бумаги на рассмотрение. Через месяц был получен официальный ответ. Согласно решению государственного органа в заявлении было отказано на основании преимущественного права на долю земельного участка другими наследниками. Поэтому гражданин, в случае его нежелания на обладание территорией, должен ее передать или подарить в пользу собственника другой доли участка.

Заключение

Добровольный отказ от права собственности регламентирован нормами гражданского и земельного законодательства. В случае осуществления такой процедуры, права и обязанности на отчуждаемую территорию налагаются на фактического собственника до момента ее передачи в муниципальный земельный фонд или иному лицу. Особенности добровольного отказа от вещного права:

  1. Делопроизводство по общему правилу осуществляется в РосРеестре.
  2. Отказ от права собственности подлежит обязательной регистрации.
  3. Основание для добровольного отчуждения – подача соответствующего заявления от фактического владельца или его представителя.
  4. Срок рассмотрения заявления – 30 дней с момента подачи документа.
  5. Право собственности на землю после отказа от него можно восстановить на основании приобретательской давности в течение одного года для бывших владельцев или членов их семей. После истечения указанного периода приобрести недвижимость можно на общих основаниях путем подачи заявления в муниципалитет.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по отказу от права собственности на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Валентин. На каких условиях и где я могу отказаться от права на дачный участок, приобретенный мной пару лет назад?

Ответ: Добрый день, Валентин. Согласно ст. 53 Земельного кодекса России вы можете добровольно отказаться от имущества. Для осуществления такой возможности необходимо составить соответствующее заявление по предоставленному образцу в государственном органе. В Вашем случае, делопроизводство будет осуществляться в РосРеестре.

Если при покупке дачи два года назад процедура производилась в этом же регистрирующем органе – представлять правоустанавливающие документы на землю не нужно. Если нет – необходимо к заявлению приложить технический план и договор купли-продажи.

Список законов

  • Статья 53 ЗК РФ
  • ФЗ № 218 от 13.07.2015 года

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Статья 53 ЗК РФ. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

1. Утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган регистрации прав в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

См. все связанные документы >>>

1. Каждое лицо, как физическое, так и юридическое, обладающее земельным участком на любом из предусмотренных законом прав, может от этого права отказаться. При этом те права на землю, которые возникают на основе договора — аренда, безвозмездное срочное пользование, — прекращаются по инициативе арендатора, пользователя до истечения установленного договором срока в случаях и на условиях, установленных законом для данного вида договоров (см. комментарий к ст. ст. 46, 47). Что же касается условий и порядка добровольного отказа от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то впервые в земельном законодательстве они были урегулированы комментируемой статьей ЗК РФ.

2. В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Для прекращения права собственности на земельный участок необходимо только осуществление государственной регистрации прекращения права собственности, никакого решения государственного органа для этого не требуется, и поэтому заявление об отказе от права собственности подается непосредственно в орган государственной регистрации. По смыслу п. 2 комментируемой статьи, орган государственной регистрации не может отказать собственнику земельного участка, желающему от него отказаться, в регистрации прекращения права собственности.

Гражданский кодекс устанавливает, что при отказе от собственности на имущество права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права собственности на него другим лицом. То есть собственник продолжает нести ответственность за состояние земельного участка, он может быть привлечен к административной ответственности, например, за неиспользование в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, или за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Необходимо заметить, что до внесения Федеральным законом от 22 июля 2020 г. N 141-ФЗ изменений в п. 2 комментируемой статьи земельный участок при отказе собственника от этого участка приобретал режим бесхозяйной вещи и, соответственно, право собственности на него прекращалось в установленном гражданским законодательством порядке. Процедуры, предусмотренные в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, состоят в следующем. После отказа от них собственника вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки земельного участка как бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок, и соответственно, если суд примет такое решение, земельный участок переходит в муниципальную собственность. Если же суд требование отклонит, судьба земельного участка зависит от того, кто возьмет на себя владение и пользование земельным участком — это будет либо сам собственник участка, либо другое лицо. Если это другое лицо в течение последующих пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно будет осуществлять владение земельным участком как своим собственным, он может приобрести этот участок в собственность в силу приобретательской давности.

3 — 4. Земельные участки, используемые на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому распоряжение ими осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. При получении заявления от гражданина или юридического лица об отказе от права на земельный участок они должны принять соответствующее решение, которое послужит основанием для освобождения данного лица от прав и обязанностей по владению и пользованию участком и государственной регистрации этого факта. В дальнейшем земельный участок может быть предоставлен другим землевладельцам, землепользователям или перейти в установленном порядке в категорию земель запаса.

Перечисленные в п. 3 комментируемой статьи юридические лица кроме обязательных для всех лиц документов должны предоставить документ о согласии учредителя на отказ от земельного участка.

Согласно ст. 295 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться без согласия собственника принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Нормы комментируемой статьи как раз представляют собой такой случай, поскольку устанавливают обязанность согласовать отказ от прав на недвижимое имущество, не находящееся в хозяйственном ведении предприятия.

Что же касается казенных предприятий и учреждений, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, то они согласно ст. 296 ГК РФ владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ст. 297 ГК РФ).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества; остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).

5 — 6. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права (в частности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты) на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Федеральным законом от 21 июля 2020 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <1> установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие этого Федерального закона; права же на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом. Поэтому среди существующих ныне прав на земельные участки значительная часть — права, возникшие до 2020 г., не зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и соответственно в отношении их не требуется внесения записи о прекращении права. Однако в этом случае принявший решение об утверждении отказа от земельного участка орган должен выполнить некоторые обязанности, которые в отношении зарегистрированных участков лежат на органах госрегистрации. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2020 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» <2> в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый учет в связи с изменением данных сведений осуществляется в том числе на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

<2> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

В свою очередь органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию о земельных участках и правах на них в налоговые органы. Поскольку в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то сведения о прекращении этих прав сообщаются налоговым органам.

Момент прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения, при отказе от них, также будет разным в зависимости от того, зарегистрирован ли он в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если да, то такое право прекращается после регистрации этого прекращения в указанном реестре; если нет, то оно прекращается с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения, о котором идет речь в комментируемой статье.

Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Возможность отказа от права собственности на участок земли по личному волеизъявлению землевладельца предусмотрена ЗК РФ.

Что представляет собой отказ от права собственности. Порядок, по которому осуществляется отказ от права собственности на участок

Под отказом от права собственности на участок подразумевается прекращение права собственности, права на бессрочное пользование или права на пожизненное пользование участком земли. Данное прекращение должно быть оформлено путем подачи соответствующего заявления, а также всех сопутствующих ему документов, в уполномоченный территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество.

В Земельном кодексе России предусматривается возможность отказа от права собственности на участок земли по личному волеизъявлению непосредственного землевладельца. В данном нормативно-правовом акте устанавливается четкий порядок совершаемых действий:

  • В первую очередь, собственник участка, от которого он желает отказаться, должен обратиться в местный территориальный государственный орган для регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением об отказе от права собственности.
  • Далее в единый государственный реестр данных вносится соответствующая запись о прекращении прав собственности на данный объект недвижимого имущества.

Однако стоит отметить, что приведенный выше порядок действий существует лишь в идеальном варианте, когда на участке не располагается прочих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения.

На данный момент в земельном законодательстве не существует решения вопроса о том, как провести отказ собственника от своих прав на земельный участок, сохранив при этом возможность оставаться владельцем всех расположенных на нем объектов недвижимости.

Данный вопрос часто поднимается в ходе судебного заседания, поэтому зачастую судья должен самостоятельно устранять возникший пробел в законодательстве. По сути, устранение данного пробела осуществляется путем применения норм федерального законодательства.

Согласно законодательным актам такой понятие как отказ от права собственности на земельный участок в земельном законодательстве четко не определено, потому при рассмотрении подобных вопросов целесообразнее принимать во внимание нормы гражданского права.

Порядок, по которому осуществляется отказ физических и юридических лиц от права на бессрочное пользование

В земельном законодательстве существуют отдельные нормы, направленные на регулирование процесса отказа юридических и физических лиц от права бессрочного (постоянного) пользования участком. Данная процедура имеет некоторые отличия от обычного отказа от права собственности.

Чтобы отказаться от права на постоянное пользование участком, гражданин или организация должны обратиться с соответствующим заявлением:

  • в территориальное управление Росимущества, расположенное по месту нахождения отчуждаемого объекта недвижимости.
  • в Правительство РФ.
  • в орган местной власти, в качестве которого чаще всего выступает комитет по управлению муниципальным имуществом.

В результате подобного обращения появляется основание для прекращения права на бессрочное пользование, в качестве которого выступает решение государственного органа власти или муниципального органа.

Далее развитие события может проходить по двум сценариям:

  • если в единый государственный реестр не вносится запись о данном виде права, в качестве даты окончания права на постоянное пользование участком земли будет считаться дата принятия соответствующего решения.
  • если же данные вносились в реестр, гражданин или юридическое лицо освобождается от необходимости обращаться в управление федеральной регистрационной службы, так как согласно земельному и гражданскому законодательству данная обязанность установлена для нового собственника недвижимости.

Порядок, по которому осуществляется отказ от права на пожизненное наследуемое право владения участком. Документы, необходимые к предоставлению вместе с заявлением

Для осуществления отказа от имеющегося у него права на пожизненное пользование участком земли, текущий землепользователь должен обратиться в управление Росимущества, в Правительство РФ или в местный орган власти и предоставить соответствующее заявление, содержащее его отказ от права на пользование подобным объектом недвижимости.

Получив подобное заявление, уполномоченный орган государственной власти выносит решение, которое выступает в качестве основания для прекращения права на пожизненное и наследуемое владение недвижимостью.

Если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не содержалось никаких сведений о праве пользования данным земельным участком, датой окончания землевладения будет считаться дата вынесения государственным или муниципальным органом соответствующего решения.

Если же в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержались подобные сведения, землевладелец не должен принимать никаких действий после подачи заявления. Согласно земельному законодательству обязанность по внесению изменений и оформлению всех документов ложится на нового собственника данной недвижимости.

Чтобы подать заявление о прекращении своих прав на недвижимое имущество, временный землевладелец должен предоставить следующий пакет документов:

  • Копию документов, подтверждающих прохождение обязательной государственной процедуры по регистрации юридического лица. Соответственно, данные документы требуются только если в качестве собственника выступает организация или любое другое юридическое образование.
  • Кадастровый паспорт на отчуждаемый объект недвижимости.
  • Документы, являющиеся удостоверением существующего права на землю. Если данные документы отсутствуют, вместо них можно предоставить копию решения государственного или муниципального органа власти о передачи земельного участка в собственность физического или юридического лица.

Сообщение об отказе от права на участок в налоговый орган и кадастровую палату

Земельный кодекс России содержит отдельные положения о сообщении об отказе на право собственности участком. Данные требования, как правило, относятся к органу муниципальной или государственной власти, осуществляющему регистрацию поступившего от собственника заявления.

Если право на собственность не было зарегистрировано в едином государственном реестре, данное соглашение должно быть направлено в налоговый орган, территориально располагающийся по месту нахождения отчуждаемого объекта недвижимости, а также в федеральную кадастровую палату.

На основании полученных данных налоговый орган должен исключить все имеющиеся у него сведения о данном объекте налогообложения, в том числе и о действующем налогоплательщике. В свою очередь, кадастровый орган должен учесть все внесенные изменения в сведения:

  • о землевладельце;
  • о виде права;
  • об адресе правообладателя.

Данные сведения могут быть внесены только при условии их наличия в текстовой части кадастрового плана определенной территории. Если ранее собственность государства на данный объект недвижимости не была разграничена, вместо исключительных данных в сообщении должны стоять прочерки.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: