Перерасчет платы за коммунальную услугу по показаниям ИПУ нужно сделать, даже если потребитель не сдавал показания в УК более 8 месяцев

В п.59 Новых Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.11 № 354 имеется прямая норма о порядке начисления платы за коммунальные услуги потребителям, не предоставившим своевременно показания ИПУ.  

Правила № 307 не содержат положений о порядке расчетов за коммунальные услуги потребителям, не предоставившим за прошедший расчетный период своевременно показания ИПУ. На практике, как правило, применяется вариант начисления таким потребителям к оплате за коммунальные услуги в месяцы непредставления данных ИПУ исходя из объемов коммунальные услуг, определяемых по нормативам потребления коммунальных услуг или среднемесячных объемов потребления коммунальных услуг по показаниям ИПУ за прошедший год. Такие решения чаще всего принимаются управляющими организациями (или расчетно-кассовыми центрами) самостоятельно с обоснованием таких действий ввиду якобы завышения оплаты за соответствующие расчетные периоды другим потребителям (в период действия Правил № 307 в редакции, действующей до 9.06.2011 г. – потребителям с ИПУ). Приведем наше мнение по указанным отношениям, которые будут применяться до вступления в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг.

О порядке расчета размера платы потребителям, не предоставившим показания ИПУ

Основанием для начисления платы за коммунальные услуги  водоснабжения и водоотведения является факт потребления данных услуг. Так, ч.11 ст. 155 ЖК РФ и п.54-59 Правил № 307 (далее – Правила), предусмотрена возможность освобождения граждан, не установивших индивидуальные приборы учета (далее – также ИПУ), от платы за все виды коммунальных услуг кроме услуг отопления в связи с временным отсутствием потребителей по месту жительства. Факт потребления коммунальных услуг в помещениях, оборудованных ИПУ, фиксируют эти приборы учета.

Согласно п.37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании представляемых исполнителем платежных документов, в которых объем потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов (измеренный ИПУ), указывается потребителем самостоятельно (пп. «г» п.38 Правил). При этом исполнитель имеет право проконтролировать правильность снятия потребителем ежемесячных показаний ИПУ не чаще чем 1 раз в полгода (пп. «г» п. 50 и пп. «е» п.52 Правил).

В пп. «з» п.52 Правил установлена обязанность потребителей своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, причем это требование касается всех потребителей. То есть Правила не допускают возможность несвоевременной и (или) неполной оплаты  коммунальных услуг, фактически потребленных в помещениях, оборудованных ИПУ.

Правила, как и любой другой нормативный правовой акт, устанавливая какие-либо требования, априори исходят из того, что данные (равно как и любые иные) требования подлежат обязательному исполнению со стороны лиц, на которые эти требования распространяются. Видимо, именно поэтому Правила не содержат какого-то особого порядка расчетов за коммунальные услуги в случае неисполнения потребителями установленных для них требований по своевременной и полной оплате коммунальных услуг (в случае если в расчетном периоде потребление коммунальных услуг действительно имело место быть).

Однако вместе с этим Правила не предусматривают и никакой ответственности потребителей, установивших ИПУ, за несвоевременную или неполную оплату коммунальных услуг (за непредоставление или несвоевременное предоставление показаний ИПУ исполнителю). Вся ответственность (в данном случае материальная) за потребителей, допускающих подобные нарушения, перекладывается на других, добросовестных, потребителей, поскольку в расчете размера платы за коммунальные услуги для всех потребителей с ИПУ, проживающих в многоквартирном доме, оборудованном ОПУ, задействована одна формула (формула №9 Приложения 2 к Правилам). И если не предоставляются (предоставляются несвоевременно и (или) искажаются) показания ИПУ со стороны одних потребителей, то автоматически происходит искажение (в рассматриваемом случае —  завышение) платежей за коммунальные услуги для других, в том числе добросовестных, потребителей, вовремя и в полном объеме снимающих показания ИПУ и предоставляющих их исполнителю.

Таким образом, можно говорить, что данная проблема Правилами не урегулирована.   В этом случае следует руководствоваться ч.1 ст.7 ЖК РФ, согласно которой: «В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».

Сходные отношения, когда оплата коммунальных услуг в помещениях с приборами учета осуществляется без использования показаний этих приборов учета, регулируются п.33 Правил. Данным пунктом предусмотрена возможность (предоставлено право) исполнителю коммунальных услуг чаще чем 1 раз в 6 месяцев осуществлять снятие показаний ИПУ у потребителей, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг более 2-х среднемесячных платежей (из расчета в среднем за 12 последних месяцев), в целях установления фактического объема потребления коммунальных услуг данными потребителями (в данных помещениях).

Сходные отношения, когда потребитель неоднократно отказывает исполнителю в допуске в занимаемое жилое помещение для снятия показаний ИПУ, регулируются п.24 Правил.

Таким образом, используя по аналогии совокупность норм, установленных п.33 и п.24 Правил, изложенная в вопросе проблема расчетов за коммунальные услуги может быть решена следующим образом.

По истечении 3 месяцев, за которые потребитель не предоставил показания ИПУ (именно тогда его задолженность по оплате коммунальных услуг составит более 2-х среднемесячных платежей), исполнитель вправе требовать допуска в жилое помещение, занимаемое данным потребителем для контрольного снятия показаний ИПУ в целях установления фактического объема потребляемых услуг (либо факта непотребления услуг) в данном помещении. В случае неоднократного отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое жилое помещение для снятия показаний ИПУ и невыполнении потребителем обязанностей, предусмотренных в пп. «б» п.24 Правил, исполнитель коммунальных услуг вправе произвести расчет размера платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с п. 22 Правил начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний ИПУ. При этом исполнитель обязан зачесть ранее начисленные такому потребителю суммы (за месяцы, в которые  он предоставлял показания ИПУ).

Однако учитывая, что в данном случае в Правилах речь идет о праве, а не об обязанности исполнителя, то определяя период начисления платежей по нормативам потребления исполнитель может действовать по обстоятельствам. Например, если нормативы потребления занижены по сравнению с фактическим потреблением коммунальных услуг или если исполнитель коммунальных услуг самостоятельно осуществляет снятие показаний ИПУ ежемесячно, то  он может производить расчет размера платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг начиная с месяца, следующего за месяцем, за который потребитель в последний раз вносил плату исходя из показаний ИПУ.  В этом случае никаких перерасчетов платы не требуется.

Принимая во внимание установленные п. 24 Правил процедуры и сроки перехода на нормативно-расчетный способ учета потребления коммунальных услуг при неоднократном отказе потребителем в допуске исполнителя для снятия показаний ИПУ, право применять данный способ может возникнуть у исполнителя по истечении 3-х или 4-х месяцев с момента окончания срока, в течение которого потребитель был обязан представить показания ИПУ и не представил их.

Рассмотрим изложенное на цифровых примерах.

Пример №1

Установленные сроки предоставления потребителями показаний ИПУ  — с 20 по 25 число каждого месяца.

Потребитель с января по май текущего года своевременно подавал исполнителю показания ИПУ.

Последняя проверка правильности снятия показаний ИПУ была произведена исполнителем 25 декабря прошлого года.

За июнь, июль и август текущего года информация о показаниях ИПУ от данного потребителя не поступала. Соответственно плата за июнь, июль и август не начисляется.

26 августа т. г. исполнитель направляет потребителю извещение о дате и времени снятия в течение месяца показаний ИПУ.

Потребитель сообщил исполнителю дату снятия показаний ИПУ – 20 сентября и в назначенное время вновь не обеспечил ему допуска в занимаемое жилое помещение.

Таким образом, исполнитель в платежном документе за сентябрь (т. е. через 4 месяца с момента окончания срока, в течение которого потребитель был обязан представить показания ИПУ за июнь) вправе начислить плату данному потребителю исходя из нормативов потребления за январь-сентябрь, то есть за 9 месяцев единовременно с зачетом уплаченных им сумм по показаниям ИПУ с января по июнь.

Начисление по нормативам потребления будет производиться до тех пор, пока потребитель в установленный срок (с 20 по 25 число каждого месяца) не подаст показания ИПУ исполнителю.

Например, если потребитель в период с 20 по 25 октября подаёт исполнителю показания ИПУ, то исполнитель обязан произвести начисление платы за октябрь исходя из показаний ИПУ с одновременным перерасчетом размера платы, начисленной этому потребителю по нормативам потребления за период с января по  сентябрь.

Пример №2

Потребитель с января по май текущего года своевременно подавал исполнителю показания ИПУ.

Последняя проверка правильности снятия показаний ИПУ была произведена исполнителем 25 декабря прошлого года.

За июнь, июль и август текущего года информация о показаниях ИПУ от данного потребителя не поступала. Соответственно плата за июнь, июль и август данному потребителю не начисляется.

26 августа т. г. исполнитель направляет потребителю извещение о дате и времени контрольного снятия в течение месяца показаний ИПУ.

Потребитель в течение недели со дня получения извещения не сообщил исполнителю дату и время снятия показаний ИПУ, тем самым  не обеспечив ему допуска в занимаемое жилое помещение для контрольного снятия показаний ИПУ.

В этом случае исполнитель в платежном документе за август (т. е. через 3 месяца с момента окончания срока, в течение которого потребитель был обязан представить показания ИПУ за июнь) вправе выставить к оплате нормативные объемы потребления услуг за июнь, июль и август единовременно, с зачетом уплаченных данным потребителем сумм до июня месяца по показаниям ИПУ.

В случае если потребитель в период с 20 по 25 сентября подаст исполнителю показания ИПУ, то исполнитель обязан будет произвести начисление платы за сентябрь исходя из показаний ИПУ с одновременным перерасчетом размера платы, начисленной этому потребителю по нормативам потребления за период с июня по август.

О порядке перерасчетов размера платы потребителям, рассчитывающимся по приборам учета, которым были предъявлены к оплате «излишние» суммы

Как было отмечено выше, при начислении платы «недобросовестному» потребителю исходя из нормативов потребления единовременно (в один месяц) учитывается нормативное потребление коммунальных услуг за все периоды их безучетного потребления.   При этом  формула 9 Приложения 2 к Правилам, используемая в расчете размера платы для всех остальных потребителей с ИПУ, позволит в этом же месяце компенсировать таким потребителям начисленные им ранее «чужие» (безучетные) объемы потребления коммунальных услуг, но не в полном объеме. Полностью компенсировать излишне уплаченные указанными потребителями суммы возможно только путем перерасчета платы за каждый месяц, в котором им были начислены дополнительные объемы коммунальных услуг. В случае если данные потребители потребуют такого перерасчета, то у исполнителя коммунальных услуг могут возникнуть убытки[1], компенсации которых он вправе потребовать с собственника жилого помещения, допустившего безучетное потребление коммунальных услуг (на основании п.33 Правил).

Рассмотренный порядок расчетов и перерасчетов за коммунальные услуги в случаях непредоставления отдельными потребителями  показаний ИПУ рекомендуем довести до собственников помещений в многоквартирном доме с гражданами.

Обращаем внимание, что данный порядок не распространяется на потребителей, уведомивших исполнителя о своем временном отсутствии.

Общие выводы:

«Автоматическое» начисление платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления при наличии в помещении ИПУ невозможно за месяц (месяцы) непредоставления показаний ИПУ. Для применения такого порядка начислений необходимо наличие одновременно двух условий:

— в случае существенного снижения указываемых потребителем объемов коммунальных услуг по сравнению с прошлыми периодами (отклонение, в сумме составляющее не менее двукратного среднемесячного потребления за 12 месяцев);

— при отказе такого потребителя в допуске исполнителю в жилое помещение для контрольного снятия показаний ИПУ (в целях установления фактического объема потребляемых в данном помещении услуг).

Потребителям, не предоставляющим исполнителю коммунальных услуг   информацию о показаниях ИПУ, в течение первых трех или четырех месяцев (в зависимости от исполнения потребителем обязанностей, предусмотренных пп. «б» п.24 Правил, и «оперативности» действий исполнителя) плата не начисляется.

Начиная с третьего (либо соответственно — четвертого)  месяца исполнитель вправе проверить фактический объем потребления коммунальных услуг по данным ИПУ и начислить плату за предыдущие три (либо четыре) месяца исходя из фактического объема потребления (по показаниям ИПУ). В случае недопуска исполнителя в жилое помещение для установления фактического объема потребления коммунальных услуг за три (либо четыре) месяца непредоставления информации о показаниях ИПУ размер платы за эти три или четыре месяца (либо в зависимости от решения, принятого исполнителем – за период начиная с месяца последней проверки правильности снятия показаний ИПУ), а также за последующие периоды непредоставления такой информации,  определяется по нормативам потребления. Если  размер платы «недобросовестному» потребителю начисляется по нормативам потребления за период, начиная с последней проверки показаний ИПУ (то есть за период, превышающий период непредоставления показаний ИПУ исполнителю), то данному потребителю одновременно производится перерасчет фактически оплаченных им объемов потребления (по данным ИПУ). В противном случае такой перерасчет данному потребителю не производится.

Всем остальным потребителям, производящим оплату коммунальных услуг с использованием показаний ИПУ, необходимо сделать перерасчет платежей, начисленных им за периоды непредоставления исполнителю информации о показаниях ИПУ недобросовестными потребителями. При этом перерасчет платы, начисленной по коллективным приборам учета, за  отчетный месяц в текущем месяце не позволит в полной мере компенсировать добросовестным потребителям излишне уплаченные ими суммы.  Считаем наиболее обоснованным производить перерасчет таким гражданам за каждый месяц, в котором им были начислены дополнительные объемы коммунальных услуг.

[1] Убытки могут возникнуть из-за несоответствия суммарного объема коммунальных услуг, начисленного к оплате недобросовестному потребителю за периоды их безучетного потребления, величине компенсации, полагающейся остальным потребителям за те же периоды.

19.07.2011     http://jilkom.ru/

10.09.2014 | Перерасчеты при наличии ИПУ

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению – 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению – 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению – 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 – 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость – разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью):

«98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос – а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям, независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

продолжение темы перерасчётов здесь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: