Перераспределение земельных участков между двумя собственниками

Перераспределение земельных участков между собственниками

Главная » Земля » Перераспределение земельных участков между собственниками

Пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ определяет, что одним из способов образования земельных участков является перераспределение земель.

В результате такой процедуры, вместо нескольких участков, которые имеют смежные границы, образуются новые земельные участки, с одновременным прекращением существования старых земель.

Если земельные участки находятся в частной собственности физических лиц, то путем соглашения между собственниками, у них возникает право на вновь образуемые земли.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Порядок перераспределения земельных участков

Применение процедуры перераспределения возможно при таких условиях:

  • если возникла необходимость в прокладке коммуникаций или инженерных сетей по территории смежного участка;
  • для того чтобы привести в соответствие с требованиями закона минимальное расстояние от строения до границы земельного надела;
  • если суд принял решение об изменении границ смежных участков;
  • если собственники одного земельного участка решили разделить его между собой;
  • если согласован вопрос об увеличении размера одного участка за счет части или целого участка, расположенного по соседству;
  • в целях выравнивания границ смежных участков;
  • при строительстве жилого дома между смежными участками, если оба участка перешли в собственность одному лицу.

Следует иметь в виду, что при необходимости прокладки коммуникаций или инженерных сетей по территории смежного участка, инициатору работ лучше решить эту задачу путем перераспределения границ, предложив собственнику соседнего участка продать ему часть территории, на которой необходимо проводить работы.

Также необходимо учитывать, что при строительстве жилья, дом должен располагаться не ближе трех метров от границы участка. Если данное требование не соблюдено, возникает необходимость в перераспределении, если собственник соседнего участка не будет против.

Раздел одного участка на несколько может возникнуть при принятии наследства несколькими наследниками, решивших выделить свою долю.

Кроме того, к такому решению придется прибегнуть при прекращении крестьянско-фермерского хозяйства, в результате которого земельный участок разделяется на доли в натуре каждому участнику хозяйства.

При условии, что граница смежных участков имеет ломаные или острые углы, а также если существует неравномерное разграничение участков, чередующееся включениями чужой собственности, то для удобства пользования обоим собственникам лучше прибегнуть к перераспределению земель, в результате которого будут сформированы ровные границы, удовлетворяющие обе стороны.

Требования, предъявляемые к проведению процедуры перераспределения земельных наделов:

  • в процессе перераспределения могут быть задействованы лишь участки, которые имеют смежные границы;
  • земельные участки, которые планируется перераспределить, не должны иметь обременений или ареста;
  • такие участки должны иметь соответствующие кадастровые номера, которые подтверждают регистрацию их в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке;
  • смежные участки, участвующие в перераспределении, должны относиться к одному административному округу, то есть процедура перераспределения не должна изменять существующие границы муниципальных образований;
  • участки должны иметь одинаковую категорию земель.

Процедура перераспределения земель применяется в том случае, если собственников смежных участков не устраивает конфигурация границы между ними. Для ее начала требуется обоюдное согласие.

Законным способом данную проблему можно решить и другим способом: объединить два участка в один, а потом разделить как нужно.

Однако данный вариант длителен по времени и требует дополнительных финансовых затрат. Применяя принцип перераспределения земель, данный вопрос решается быстро, за одни шаг, и не требует лишних финансовых вложений.

Вместе с тем, существуют ситуации, при которых выполнить процедуру перераспределения земель невозможно:

  • если в результате перераспределения будут нарушены нормы закона, например, те, которые предъявляются к площади земельного участка, влекущие прекращение доступа к проезжей части для вновь образуемых участков, способствующих наложению земель;
  • земельные смежные участки принадлежат муниципалитету или органам федеральной власти;
  • смежные участки принадлежат органам власти и частным лицам.

Как исключение, допускается нарушение данного правила, если производится изменение кадастрового плана всей территории, включающей земли государственные и принадлежащие гражданам на праве собственности. Например, формируется план общей застройки земель населенного пункта.

В некоторых случаях, процесс перераспределения возможен только после получения предварительного согласия собственников участков, арендаторов, пользователей земель, а также лиц, у которых земельный надел находится в залоге.

Если достигнуто согласие между собственниками смежных участков о перераспределении земель, то такое решение оформляется в письменном виде.

Документ должен содержать следующие данные:

  • фамилию, имя, отчество участников соглашения, адрес места регистрации;
  • сведения о земельных участках, с указанием площади каждого, кадастровых номеров, к какому виду земель относятся участки, данные о регистрации права собственности, сведения о правоустанавливающих документах;
  • если с одной из сторон или с обеих сторон в соглашении участвует несколько земельных участков, то указываются данные обо всех землях.

Образец соглашения о перераспределении земель можно скачать здесь.

Правильно оформленное соглашение о перераспределении земель, вместе с соответствующим заявлением, передается в работу кадастровому инженеру, в обязанности которого входит проведение геодезической съемки.

Один экземпляр соглашения следует иметь для подачи пакета документов на рассмотрение органам местной власти, регистрации вновь образованных участков, а также изготовления кадастровых паспортов.

Для проведения перераспределения земель установлена специальная процедура.

В соответствии с требованиями законодательных актов, она состоит из нескольких последовательных этапов:

  • заключение письменного соглашения между собственниками смежных участков;
  • подготовка заявления и необходимого пакета документов;
  • передача заявления о перераспределении земель в ЕГРН, а также компанию, которая имеет лицензию на проведение межевания земель;
  • получение в органе местного самоуправления постановления о проведении перераспределения земель;
  • проведение межевания, которое включает составление межевого плана, проведение геосъемки, оформление межевого дела в соответствии с кадастровой схемой;
  • при постановке вновь образованных земельный участков на учет в Единый государственный реестр недвижимости, в результате которого участкам присваиваются индивидуальные номера, оформляется соответствующий паспорт и формируетсяпротокол об образовании новых земельных наделов;
  • получение выписки из ЕГРН, которая подтверждает право собственности на земельные участки собственников, участвовавших в соглашении о перераспределении земель.

Таким образом, в процедуре перераспределения земель участвуют не только собственники смежных участков, но и геодезисты и специалисты Росреестра.

Как свидетельствует практика, весь процесс перераспределения земель не может длиться менее двух месяцев.

Заявление о перераспределении земельных участков

Без заявления, ни один уполномоченный орган не будет рассматривать материалы о перераспределении земель. Оно составляется по специальной форме, которую можно получить в соответствующих органах.

В документе предусмотрено предоставление следующих данных:

  • название органа власти, которому адресуется заявление с прилагаемыми документами;
  • данные о заявителе, включая фамилию, имя, отчество, место жительства;
  • сведения о том, на основании каких документов заявитель владеет, пользуется и распоряжается конкретным земельным участком;
  • сведения о земельном участке, который будет участвовать в процессе перераспределения земель;
  • основания, которые свидетельствуют о необходимости проведения процедуры перераспределения;
  • список документов, которые прилагаются к заявлению;
  • указание даты, подпись, фамилия и инициалы заявителя.

Образец заявления о перераспределении земельных участков.

В том случае, если заявителя представляет доверенное лицо, то прилагается нотариально удостоверенная доверенность, в которой имеются сведения об объеме полномочий, которые имеет представитель.

Документы для перераспределения земельных участков

Для того чтобы начать процедуру перераспределения земель, представьте в Росреестр такие документы:

  • гражданские паспорта заявителей, то есть участников соглашения о перераспределении;
  • письменное соглашение собственников смежных участков о перераспределении земельных участков;
  • заявление соответствующего образца в подразделение ЕГРН о перераспределении;
  • технические и кадастровые паспорта, другая техническая документация на земельные участки, которых касается процесс перераспределения;
  • правоустанавливающие документы на земельные участки, указанные в соглашении о перераспределении.

Могут потребоваться и другие документы по усмотрению работников Росреестра.

Стоимость перераспределения земельных участков

Перераспределение земель осуществляется на платной основе.

Общий размер финансовых затрат состоит из:

  • стоимости территории, которая присоединяется в результате перераспределения. Ее рассчитывают, исходя из вида собственности: государственная или частная. Если частная, то стоимость может быть определена по рыночным ценам. Если государственная, то исходя из кадастровой стоимости;
  • затрат на оплату услуг кадастрового инженера и проведение межевания вновь образуемых земельных наделов. Это могут быть суммы в пределах от 15 000 до 50 000 рублей;
  • государственной пошлины за проведение регистрации внесенных изменений в земельные участки, а также за выдачу соответствующих документов из ЕГРН. Так, за снятие участков с регистрации необходимо будет уплатить 2 000 рублей, за постановку вновь образованных участков на учет — также 2 000 рублей для физических лиц с каждого собственника участка, и 22 000 рублей, если в процессе перераспределения участвует юридическое лицо.

Отказ в перераспределении земельных участков

Соглашение о перераспределении земельных участков может быть не одобрено, а его участники получат отказ в следующих случаях:

  • в случае неполучения согласия на перераспределение земель одного из собственников земельного участка;
  • земельный участок, земли которого желает перераспределить заявитель, имеют государственную или муниципальную бронь;
  • на земельном участке, в отношении которого ставиться вопрос о перераспределении, имеются строения, которые принадлежат государству или органу местной власти;
  • земельный участок, земли которого желает перераспределить заявитель, относится к категории земель с ограниченным оборотом;
  • земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче другим лицам в соответствии с приоритетным правом;
  • если в результате перераспределения будет превышен максимально допустимый размер вновь образуемого земельного участка.

После получения отказа, заявитель вправе вновь обратиться с подобным заявлением, если он устранит причины отказа в перераспределении земель.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Поделиться:

Перераспределение земельных участков: все нюансы о порядке, соглашение, инструкция как сделать

Перераспределение земельных участков регламентировано ст. 11.7 Земельного кодекса. Эта процедура позволяет образовывать новые территории, после чего старые ЗУ прекращают свое юридическое существование. Особенность этой процедуры – простой порядок. Чтобы ее провести, достаточно двух факторов – соответствие участков требованиям закона и простое соглашение собственников. 

Три типа процедуры

Закон выделяет три типа процедуры, в зависимости от правового статуса владельцев:

  1. Собственники перераспределяемых участков – физические лица или компании. В этом случае между ними нужно составить соглашение. Это можно сделать в простой письменной форме. Если ЗУ соответствуют требованиям закона, собственники получают постановление на проведение работ. После того, как геодезическая компания проведет межевание и установит новые границы, участки ставят на кадастровый учет.
  2. Участками владеют муниципальные органы. Обычно перераспределение требуется в том случае, если земли планируется передать между государственными учреждениями.
  3. Одним из участков владеют муниципальные структуры, а собственник второго ЗУ – частное лицо. Это один из самых сложных и жестко регламентируемых законом случаев перераспределения. К участкам, в отношении которых можно провести процедуру, предъявляют дополнительные требования.

Основания для перераспределения

  • Ломаные границы участков. Сложная конфигурация и ломаные границы неудобны для собственников ЗУ. В этом случае получить постановление на перераспределение, как правило, не сложно. После процедуры участки сохраняют свою первоначальную площадь. Кадастровые инженеры просто выравнивают границы.  
  • Развитие территории. Обычно на этом основании перераспределяют границы участков под застройку или с недвижимостью. С одной стороны, это позволяет удобно расположить границы. С другой – выполнить все требования законодательства к строительству ОКСов.
  • Земли в кооперативе. Обычно его проводят для определения границ, чтобы удовлетворить пожелания владельцев.
  • Государственные программы. Многие государственные программы, например, строительство дорог, может потребовать изменение границ уже существующих ЗУ.

Перераспределение может быть проведено не только по согласию собственников. Иногда его делают по решению суда. Частным случаем такого перераспределения может быть межевой спор между соседями.  

Какие участки можно перераспределять

  1. Смежные. Перераспределить можно только те земли, которые имеют общие границы.
  2. Без обременений. Если земля имеет обременения или находится под арестом, она не может быть перераспределена до тех пор, пока санкции не будут сняты. Например, не получится перераспределить участки, если один из них – в ипотеке. В этом случае можно получить согласие банка. Если кредитная организация не согласовала процедуру, значит сделать ее можно только после того, как ипотека будет полностью погашена.
  3. Внесенные в Кадастр. Участки должны быть зарегистрированы, данные о них внесены в ЕГРН.
  4. В одном административном округе. Невозможно провести перераспределение земель, которые находятся в двух соседних административных округах. Любые действия по изменению площади ЗУ не должны изменять границы муниципалитетов.
  5. Одинаковая категория и вид разрешенного использования. Например, если смежные земельные участки имеют разные категории, перераспределить их не получится. 
  6. Чаще всего перераспределению подлежат земли со сложной конфигурацией. Такая конфигурация может ограничивать возможности использования земли. В этом случае собственники по взаимному согласию могут пересмотреть границы.

Преимуществом перераспределения в этом случае будет простота проведения процедуры. Дело в том, что изменить конфигурацию земли можно и другим путем. В этом случае смежные ЗУ сначала объединяют в один, а затем проводят процедуру разделения. По сути, это две разные процедуры. А значит придется два раза делать межевание. Такой подход увеличивает финансовую нагрузку, требует много времени. Перераспределить земли можно быстрее и дешевле.

Когда перераспределение невозможно

Закон защищает права собственников. Поэтому даже если смежные участки соответствуют всем требованиям, не всегда можно их перераспределить. Невозможно провести эту процедуру в следующих случаях:

  • После изменения границ в большую или меньшую сторону изменяется площадь участков.
  • После перераспределения к одному из участков будет затруднен или невозможен проезд.
  • Перераспределение приведет к наложению границ соседних ЗУ.
  • На одном из земельных участков есть ОКСы, которые принадлежат муниципалитету.
  • Заявитель предоставил неполный пакет документов или в них были обнаружены ошибки.

Основания для отказа регламентированы законом. Если вы считаете, что местные власти отказывают вам незаконно, можно обратиться в суд. В некоторых случаях, чтобы получить постановление, достаточно устранить причины, которые привели к отказу.

Для того чтобы избежать возможного отказа, проконсультируйтесь у специалиста компании «Геомер групп». Записаться можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Соглашение

Если никаких юридических препятствий для перераспределения участка нет, собственники могут заключить соглашение. Этот документ будет основанием для проведения процедуры. Соглашение можно составить в простой письменной форме. В нем обязательно указывают:

  1. Сведения о владельцах ЗУ, заключивших это соглашение. Для собственников физических лиц нужно указать паспортные данные и адрес. Если землей владеет компания, в соглашении указывают ее реквизиты.  
  2. Характеристика перераспределяемых участков.
  3. Причины, по которым проводят перераспределение. Основания, на которых можно перераспределить земли, указаны в законе. В соглашении нужно обязательно зафиксировать причину, по которой вы решили провести процедуру.  

Соглашение выполняет несколько задач:

  • Основание для проведения межевания земли.
  • Основание для внесения изменений в реестр.
  • Защита прав собственника в случае, если возникают межевые споры с соседями.

Порядок проведения: этапы работ

Так как перераспределить можно не все земли, сначала нужно получить разрешение от местной администрации. Для этого нужно подать заявление, приложить к нему составленное соглашение собственников и документы.

Заявление должен подавать собственник. Он может действовать через представителя, но в этом случае должна быть оформлена нотариальная доверенность.

Заявление рассматривают в течение месяца. Специалисты проверят, нет ли препятствий к проведению процедуры. Если никаких законных причин для отказа нет, выносят Постановление о перераспределении земель.

После этого нужно заключить сделать межевание и установить новые границы. Заказать проведение межевания можно в компании «Геомер групп».

Вы заключаете с геодезической компанией договор. На его основании кадастровый инженер и геодезист приедут на объект. Кадастровый инженер проводит съемку, устанавливает границы. После этого подготовливается межевой план. 

Собственники перераспределяемых участков подают заявление в Росреестр. Земельные участки в их старых границах перестают юридически существовать. Новые ЗУ на основании межевого плана будут поставлены на кадастровый учет. Одновременно с постановкой на кадастр, регистрируют права собственности. Для регистрации нужно оплатить государственную пошлину. Ее платят все участники сделки.

Срок регистрации составляет 7 дней. За это время специалисты Росреестра:

  • Формируют протокол, в котором указано, что образованы новые ЗУ.
  • Каждый из новых участков получает свой кадастровый номер.
  • В ЕГРН вносят изменения – участки в старых границах снимают с кадастрового учета. Сведения о новых ЗУ вносят в реестр.
  • В ЕГРН вносят данные о собственниках земли.

После этого вы получаете на руки выписку из ЕГРН. Она будет доказательством того, что на землю зарегистрировано право собственности.

Документы

Прежде чем начинать процедуру перераспределения, рекомендуем подготовить все необходимые документы. Это поможет избежать затягивания процедуры, так как Росреестр может отказать, если предоставлена не полная документация или в ней есть неточности, ошибки.

Чтобы избежать таких ситуаций, приходите на консультацию к нашему эксперту. Мы поможем подготовить вам полный пакет документов, проведем межевание. Помощь опытного кадастрового инженера поможет вам быстро перераспределить земли. Для записи на консультацию звоните по телефону +7 (495) 481-49-21.

В стандартный пакет документов входят:

  • Документы, удостоверяющие личность владельцев ЗУ.
  • Правоустанавливающие документы.
  • Соглашение собственников о перераспределении.
  • Межевые планы исходных участков. 

Так как каждый случай индивидуален, специалисты Росреестра могут запросить дополнительные документы.

Какие нюансы нужно учесть

Важно!!! Если вы решили перераспределить ваши участки, обязательно скажите кадастровому инженеру с какой целью проводится межевание. Опытный специалист подскажет вам, существует ли риск отказа.

Основная причина для отказа – новые участки не соответствуют требованиям законодательства. Например, для земель разных категорий установлены минимальные размеры площади. Если после перераспределения площадь одного из участков станет меньше, чем установленные законом нормы, в регистрации откажут.

В этом случае можно попробовать сделать новое межевание с учетом норм. Но это приведет к дополнительным затратам. Когда при заключении договора с геодезической компанией вы сразу указываете цель работ, риск, что при межевании будут нарушены какие-то нормы, отсутствует. Если перераспределить земли без такого нарушения невозможно, специалист вам сразу об этом скажет.

Нужно учитывать и особенности регламента процедуры:

  • Если земля находится на территории сельского поселения, решение о возможности перераспределения принимают местные органы самоуправления.
  • Обращаться за постановлением нужно в администрацию того округа, к которому принадлежат участки.
  • После того, как ЗУ в новых границах будут поставлены на учет, на них регистрируют право собственности.

Ст. 11.7 определяет регламент перераспределения для участков, если ими владеют частные лица или компании. Как правило, муниципалитет не участвует в этой процедуре. Закон отдельно устанавливает ситуации, когда в сделке участвуют и местные власти:

  • Выделение ЗУ для строительства. Процедуру регламентирует ст. 49 Земельного кодекса.
  • Развитие территории. Процедура описана в Градостроительном кодексе. В этом случае участниками процедуры по перераспределению могут быть как физические и юридические лица, так и местные власти.
  • Облагораживание территорий. В этом случае перераспределяют участки, которые находятся в собственности муниципалитета.  

Соглашение о перераспределении должно быть подписано всеми собственниками участков. Изменить границы самовольно невозможно даже в том случае, если рядом с вашим ЗУ находится заброшенная земля. Такие участки тоже имеют собственников.

Чтобы провести перераспределение, вам потребуется связаться с владельцем соседнего участка и заключить соглашение. Чтобы узнать, кто владеет соседним ЗУ, можно получить выписку из ЕГРН. Это можно сделать прямо на сайте Росреестра. Вы получите выписку на адрес электронной почты в течение нескольких минут.

Перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — это определение, относящееся к изменениям границ наделов. Его проводят при объединении участков, изменении их размеров, разделении на несколько собственников. Мы расскажем, что это такое, как провести процедуру и какие особенности в ней есть.

Что такое перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.

Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:

📍 Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.

📍 Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.

📍 Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований. Это — исключение из правил, мы расскажем о нем ниже.

ФЗ №344 от 03.07.2016 года внес ряд изменений в регламент процедуры. Основные нововведения:

📎 Все решения по территориям сельских поселений принимаются на уровне местных органов самоуправления.

📎 Если при корректировке границ используются земли сельских поселений, нужно обратиться в администрацию района, к которому территориально относится надел.

📎 С момента перераспределения границ все полномочия по использованию наделов переходят к их владельцам.

В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков

Законодательство предусматривает четкие основания, при которых возможно перераспределение границ земельного участка с изменением площади.

Исключение ломаных границ

Ломаные границы доставляют неудобство собственникам надела и государственным органам. В этом случае происходит перераспределение с сохранением первоначальной ширины участка и выравниваем ломаных границ.

Перераспределение проводят по программе развития территории, в том числе с землями с недвижимостью или под застройку. Собственники перераспределяют наделы для удобного расположения границ и выполнения требований к строительству дома.

Перераспределение наделов в кооперативе

Чаще всего перераспределение проходит по причине определения четких смежных границ или урегулирования требований и пожеланий владельцев участков ЛПХ, ИЖС.

Вмешательство строительных мероприятий, федеральных программ.

Перераспределение происходит в случае, если в наделах будут проходить строительные работы по федеральным программам — например, прокладка железной дороги, строительство моста, образование водоема.

Частные случаи перераспределения наделов включает в себя другие основания. Собственники могут провести процедуру:

🔹 при объединении нескольких участков, расположенных по соседству, в один надел;

🔹 по решению суда, в случае споров по границам земельных участков;

🔹 при необходимости прокладки коммуникаций по нескольким смежным наделам;

🔹 для соблюдения требований к строительству жилой и нежилой недвижимости;

🔹 при разграничении участков между несколькими собственниками;

🔹 при продаже доли земельного участка, разделяя его на несколько отдельных наделов.

Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками, одним или несколькими владельцами по статье 11.7 Земельного кодекса доступно только физическим или юридическим лицам. Причем юридические лица могут согласовывать процедуру с физическими и наоборот, юридические лица могут перераспределять наделы с юрлицами, физические — с физическими.

Но в документе есть исключения, согласно которым в сделке может участвовать муниципалитет. Это:

🔻 Образование новых наделов для капитального строительства по статье 49 Земельного кодекса. В этом случае муниципалитет выделяет участки собственникам — чаще всего физическим лицам.

🔻 Перераспределение в рамках Градостроительного кодекса с обязательным развитием территории. В этом случае изменяют границы участков, собственниками которых являются юридические/физические лица и муниципалитет. Участки, которые остались в собственности государства, облагораживают — например, прокладывают асфальтированную дорогу.

Требования к процедуре

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:

✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.

✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.

✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.

✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.

✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.

✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.

✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.

✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.

✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.

Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.

Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.

Как узнать, кто собственник смежного участка

Если вы хотите провести перераспределение, обязательно предварительно договоритесь с владельцем соседнего участка, который тоже будет участвовать в процедуре. Если не знаете, кому принадлежит надел, запросите выписку из органов государственной регистрации одним из следующих способов:

🔖 Получите данные из Публичной кадастровой карты Росреестра

🔖 Закажите выписку из ЕГРН онлайн, на сайте Росреестра

🔖 Закажите выписку в местном отделении Росреестра или через МФЦ

Получение выписки из государственного реестра облагается пошлиной. Ее размер отличается в зависимости от сведений, которые вы хотите получить. Оплачивать пошлину рекомендуем заранее, если подаете заявление лично, или после подачи заявки, если обращаетесь в Росреестр онлайн.

Как провести процедуру перераспределения границ земельных участков

Заключите соглашение

Встретьтесь с собственником соседнего участка, который тоже будет участвовать в перераспределении. Договоритесь об условиях изменения границ и зафиксируйте их в соглашении. Укажите в документе:

🚩 Информацию о собственниках перераспределяемой недвижимости — фамилию, имя, отчество, серию, номер, дату и место выдачи паспорта гражданина РФ. Если второй собственник — юридическое лицо, укажите учредителей, название организации, данные правоустанавливающих документов.

🚩 Информацию обо всех наделах, которые будут участвовать в перераспределении. Укажите номер кадастрового паспорта, площадь надела, вид участка, сведения о правоустанавливающих документах и свидетельств права собственности.

🚩 Данные об основаниях процедуры. Укажите, на каких основаниях хотите провести перераспределение границ.

В конце документа обязательно поставьте дату и подписи всех сторон сделки с расшифровкой. Также укажите согласие всех собственников участков со сделкой, если один из наделов находится в долевой собственности.

Соберите пакет документов

После заключения соглашения проверьте, все ли документы на месте. Для регистрации сделки в государственных органах вам понадобятся:

📋 Схема участка — ее нужно взять в местных органах самоуправления, в отделе по земельным делам.

📋 Кадастровый паспорт.

📋 Документы, подтверждающие право собственности — выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор дарения или другие.

📋 Документация на постройки, расположенные на участки — например, план жилого дома.

Приложите заключенное ранее соглашение с собственником другого участка. Каждый собственник, участвующий в сделке, должен предоставить полный пакет документов. Если какой-то собственник действует через посредника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на осуществление подобной сделки с недвижимостью.

Внимание! В государственные органы нужно предоставлять оригиналы документов. Если не хотите или не можете предоставить оригиналы, предъявите копии. Если при подаче документов не возьмете с собой оригиналы, копии должны быть нотариально заверены.

Подготовьте заявление

Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:

📒 Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.

📒 Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.

📒 Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.

📒 Список документов, который прилагается к заявлению.

Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

Пригласите кадастрового инженера

Обратитесь в государственные органы, к геодезическим компаниям или частным кадастровым инженером. Обязательно проверьте, есть ли у компании лицензия на осуществление подобной деятельности и есть ли сведения о частном специалисте в федеральном списке на официальном сайте Росреестра.

Кадастровый инженер должен провести целый ряд работ и выдать план с утвержденными изменениями границ. Стоимость его услуг отличается в зависимости от региона, репутации специалиста, объема работ. В среднем она составляет 15 000–50 000 рублей.

Получите постановление

Обратитесь с планом, полученным от кадастрового инженера, в местный орган самоуправления и получите разрешение — постановление — на перераспределение. В постановлении будут указаны данные участков, в границы которых внесены изменения, данные о их собственниках и другая информация. Документ понадобится для регистрации наделов с обновленными данными в государственных органах.

Обратитесь в Росреестр

Возьмите с собой пакет документов:

📁 план с утвержденными изменениями границ земельных участков, полученный от кадастрового инженера;

📁 постановление о перераспределении земельных участков, полученное в местном органе управления;

📁 свидетельства о праве собственности на наделы и документы на земельные участки.

Оплатите государственную пошлину за перерегистрацию наделов и внесение изменений в сведения. Для физических лиц она составляет 2 000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Пошлину должны оплачивать оба участника сделки — собственники наделов.

Напишите заявление о внесении изменений в сведения, передайте специалисту Росреестра оригиналы или нотариально заверенные копии документов. Следите, чтобы в документах не было помарок, ошибок, исправлений, иначе такие документы не примут к рассмотрению.

Получите документы

Сроки внесения изменений и выдачи новых документов могут отличаться в каждом регионе, в среднем они составляют 1–2 недели. За это время государственный орган:

📌 сформирует протокол об образовании новых земельных наделов;

📌 присвоит индивидуальные номера каждому вновь образованному участку;

📌 оформит кадастровый паспорт на каждый надел;

📌 поставит земельные участки на учет в ЕГРН, внесет изменения;

📌 оформит выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН с печатью и подписью сотрудника Росреестра послужит документом, который подтверждает право собственности. Остальные бумаги — кадастровый паспорт — понадобятся при любых сделках с недвижимостью в дальнейшем.

Срок проведения сделки может отличаться в каждом регионе. В среднем он превышает 2 месяца. Если органы Росреестра или местного самоуправления намеренно «затягивают» проведение процедуры или отказывают в перераспределении без видимых причин, обратитесь в суд.

Плата за перераспределение земельных участков

Закон о перераспределении земельных участков гласит, что в случае с расширением границ надела процедура проходит на возмездной основе. Выгодоприобретатель — тот, надел которого в результате увеличивается, чаще всего это заявитель — должен заплатить за полученную землю. Сумма оплаты рассчитывается по следующей формуле:

📱 15% от кадастровой стоимости прирезаемого земельного участка, если размеры вашего надела не выходят за установленные государством нормативы;

📱 100% кадастровой стоимости, если размер вашего надела выше норматива, установленного государством, более, чем на 10%.

Чаще всего оплату требуют при перераспределении двух участков — муниципалитетного и частного. В этом случае физическое лицо, если он инициировал процедуру, платит государству. Если сделка проходит между физическими лицами, инициатор платит государству пошлину, второму участнику сделки — сумму, оговоренную заранее.

Порядок перераспределения земельных участков без изменения площади не предусматривает оплаты. Если участок не увеличивается, нужно будет заплатить только государственную пошлину.

Причины отказа в перераспределении земельных участков

Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа:

🔹 Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.

🔹 На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.

🔹 В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.

🔹 Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.

🔹 Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.

🔹 В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.

🔹 Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.

🔹 Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.

🔹 В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.

🔹 Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.

Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.

Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три, или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:

1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 4 с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

2. В случаях, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 2.1 с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

2.1. В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.

3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

4. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

6. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;

2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

Информация об изменениях:

Статья 39.27 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

8. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: