Понятие стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Понятие стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Большинство пользователей территориальных наделов, получившие землю в аренду из государственного или муниципального фонда, спустя некоторое время хотят произвести выкуп для полноценного личного использования. Одной из основных составляющих данной процедуры является расчет итоговой цены. Формирование стоимости напрямую зависит от способа оценочной операции, от представителей территориальных органов власти и от других факторов.

Ценообразование может отличаться в соответствии с поставленными целями. Это говорит о том, что самые разные ситуации могут требовать применения различных способов оценки, о которых каждое заинтересованное лицо должно знать в обязательном порядке.

Для понимания особенностей того, как определяется стоимость выкупа земельного участка от кадастровой стоимости, необходимо досконально ознакомиться с понятийным аппаратом, с перечнем необходимых к изучению моментов, с доступными способами ознакомления с актуальной стоимостью, с нюансами совершаемого расчета и процентами, а также с применяемым на территории Российской Федерации минимальным порогом.

Что это такое

Стоимость выкупа земельного участка от кадастровой стоимости представляет собой определенную сумму средств, которая определяется органами государственной власти и местного самоуправления для корректного совершения операции в рамках платного перехода конкретного участка земли в личную собственность гражданина.

Стоит отметить, что цена может также определяться для проведения мероприятий, которые напрямую касаются выкупа территориального надела органами муниципальной власти у непосредственного владельца, а также принудительного изъятия для удовлетворения государственных нужд.

Данное понятие является устойчивым и несет в себе смысл о том, что происходит подсчет, именно исходя из показателей кадастровой стоимости земельного владения. Такая сумма имеет определенные отличия от рыночной стоимости и начисляется без учета дополнительных надбавок или процентов. Именно поэтому показатели значительно отличаются друг от друга в подавляющем большинстве случаев.

Зачем нужно ее знать

В 2022 году кадастровая стоимость определенного участка земли никак не влияет на сумму соответствующего налогового обложения. Также никакого влияния не оказывается на совершение сделок, связанных с покупкой или продажей территориальных наделов. Практика показывает, что действующие условия рынка призваны устанавливать законы ценообразования в самостоятельном порядке, что напрямую влияет на востребованность недвижимых объектов.

Именно из-за этого происходят существенные колебания в стоимости в рамках каждого нового года. В первую очередь, обладать информацией о стоимости выкупа нужно при выкупе земли из муниципального кадастрового фонда. Переход прав на платной основе может быть произведен только в том случае, когда пользователь участка пропустил возможность совершения безвозмездной приватизационной процедуры.

Также это актуально, когда владелец определенного участка земли уже воспользовался возможностью приватизации. Нормы действующего федерального законодательства гласят, что официальный переход муниципальных прав в частные руки может быть произведен только один раз. За все последующие подобные процедуры придется выплатить определенную сумму средств.

Соответствующий регламент в полной мере регламентируется нормативами, прописанными в Федеральном Законе о приватизации №1541-1 от 4 июля 2022 года.

По указанным основаниям, последующие мероприятия, касающиеся имущественных объектов, потребуют полного возмещения стоимости в следующих случаях:

  • если происходит переоформление прав собственности на земельное владение, которое находится в постоянном или пожизненном пользовании у лица;
  • если осуществляется переоформление участка после получение законных прав на наследство – это актуально, если земля не была ранее оформлена в собственность;
  • если проводятся любые имущественные сделки с теми объектами, которые размещаются на муниципальной земле.

Важно помнить о том, что во всех вышеперечисленных случаях допускается назначение конкретной стоимости выкупа по инициативе уполномоченных представителей территориальных органов власти.

Образец справки о кадастровой стоимости земельного участка

Как узнать стоимость выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Принудительное изъятие земельных участков у собственников или пользователей земли подразумевает погашение причиненного гражданину материального ущерба в полном размере.

В силу того, что процедура изъятия осуществляется с применением инструментария, присущего классическому выкупу, возмещение убытков проводится путем выплаты выкупной стоимости, в рамки которой входят следующие параметры:

  • рыночная стоимость территориального надела;
  • стоимость всех возведенных объектов строительства, которые размещаются на участке и принадлежать фактическому собственнику земли;
  • сумма убытков, которую понес пользователь участка.

Стоит отметить, что в соответствующих рамках определением рыночной стоимости земли и всех объектов занимаются специализированные организации, профессиональная деятельность которых в полной мере регламентируется нормами действующего законодательства. Даже в тех ситуациях, когда в договоре с собственником определяется фактическая стоимость выкупа, оценочные мероприятия должны проводится в обязательном порядке.

Такое требование предусматривается законом для предотвращения рисков, связанных с дополнительными расходами при выкупе земель для реализации государственных или муниципальных целей. Все появляющиеся споры решаются исключительно в судебном порядке после назначения компетентного судьи, который занимается принятием решения по факту определения размера выкупной цены.

В случае, если на участке были ранее размещены любые объекты строительства без возможности их перемещения, которые в свою очередь принадлежат не собственнику земли, то владельцы также могут получить выкупную стоимость и за эту недвижимость. Однако законодательство РФ определяет и некоторые конкретные случаи, в рамках которых собственник территории и сооружений не сможет получить компенсационную выплату.

Это, в основном, напрямую касается тех затрат, которые были понесены при строительстве или демонтаже любых объектов, а также прочих издержек, которые не являются обязательными для корректной организации целевого использования земли. Это становится актуальным при том условии, когда указанные затраты влияют на значительное повышение выкупной цены.

Важно отметить, что некоторые участки земли, на которых были ранее размещены строения, имеют индивидуальные ставки. Для соответствующих территориальных наделов стоимость выкупа применяется исходя из принадлежности земли государственной или муниципальной собственности.

Как рассчитывается и каков процент

Минимальная стоимость земли зависит от актуальной процентной ставки. Она устанавливается для всех категорий покупателей и определяется в зависимости от действующей в конкретный момент времени кадастровой стоимости. В качестве основных исключений можно выделить только случаи приобретения недвижимости.

Процент для отдельных ситуаций составляет:

50% Для граждан пенсионного возраста и лиц с инвалидностью.
От 20% При аренде участка у государственных органов власти.
80% В случае изменения категориальной принадлежности территории.

Территориальные органы власти имеют законные основания для назначения дополнительных льгот. Например, в отдельных муниципальных образованиях действует правовая документация, согласно которой отдельной категории граждан предоставляются субсидии в размере от 15% до 50% от стоимости земли, если она располагается за чертой конкретного населенного пункта.

Под льготную категорию попадают не только пенсионеры, но также и многодетные семьи. Если лицо желает оформить арендный договор, то сумма льготы может составлять до 60% от установленной кадастровой стоимости. Процедура расчета процентной ставки проводится местными администрациями на основании решений, принимаемых представителями межведомственных комиссий.

Проценты в основном отличаются в зависимости от фактически временных рамок действия арендного соглашения – чем дольше земля находится во владении у гражданина, тем величина ставки будет меньше.

Наиболее значимым фактором в рассматриваемых рамках, влияющим на снижение стоимости, является изменение целевого назначения территориального надела – иногда льгота может составлять до 80%. Однако, в любом случае, действующему пользователю придется подготовит довольно обширный пакет документов, подтверждающий наличие законных прав на целевое использование.

Какой минимальный размер

Правила определения стоимости выкупа участков земли в полной мере определяются Постановлениями Правительства Российской Федерации. Это же присуще и тем операциям, в рамках которых проводится реализация земель без учета проведения публичных торгов.

Общие основания указывают на факт того, что рассматриваемая цена имеет прямую зависимость от кадастровой стоимости, однако иногда заинтересованные лица могут рассчитывать на получение льготного обеспечения.

Последние поправки в земельном законодательстве гласят, что минимальная стоимость выкупа земли из государственного фонда составляет 2,5% от актуальной кадастровой стоимости, определенной для конкретного федеративного субъекта. Регистрацией земель занимается Росреестр.

Кадастровый паспорт земельного участка нужно оформлять сразу же после постановки земли на учет.

Что важно знать про судебную практику по кадастровой ошибке при наложении земельных участков — смотрите тут.

Как выглядит кадастровый паспорт на дом и земельный участок — пример далее.

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2022 г. N 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2015 г. N 279
«Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов»

С изменениями и дополнениями от:

30 мая 2022 г., 21 декабря 2022 г.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

Москва

26 марта 2015 г. N 279

Правила
определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 марта 2015 г. N 279)

С изменениями и дополнениями от:

30 мая 2022 г., 21 декабря 2022 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности (далее — земельный участок), при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

2. Цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.

3. Цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже:

а) земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке;

б) земельного участка, предоставленного юридическому лицу — собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке.

4. Цена земельного участка определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости при продаже:

а) земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, или юридическому лицу — в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации;

б) земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 1 июля 2012 г., в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регламентировано, как определяется цена земельного участка из федеральной собственности при заключении договора купли-продажи без торгов.

По общему правилу цена участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости. При этом для гражданина, который является собственником расположенных на приобретаемом участке индивидуального жилого, дачного или садового дома, гаража, цена участка определяется в размере 60% от кадастровой стоимости. Данное исключение распространяется также на юрлиц — владельцев находящихся на участке здания, сооружения, которые относятся к объектам федерального или регионального значения.

Кроме того, цена продажи некоторых участков устанавливается в размере 2,5% кадастровой стоимости. Речь идет об участках, образованных в результате раздела участка, предоставленного созданной гражданами НКО для ИЖС или юрлицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к общему имуществу.

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2015 г. N 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 марта 2022 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 апреля 2022 г. N 14 ст. 2124

Выкуп участка у администрации по кадастровой стоимости

Как выкупить муниципальные земли по выгодной цене? Что значит продажа муниципальных земельных участков с торгов? Эти вопросы интересуют тысячи россиян. Выкупить участок у администрации по кадастровой стоимости – дело выгодное, даже прибыльное.

Как выкупить землю у администрации по цене ниже рыночной?

Выкупить землю у администрации – значит пройти всю официальную процедуру оформления документов.
Если земельный участок вам действительно интересен, то регистрация собственности стоит того
. Тем более, что выкупить землю у администрации можно по цене, ниже рыночной.
Для того чтобы выкупить интересующий участок, находящийся в собственности администрации, следует проявить инициативу, а именно – обратиться в местную власть с заявлением о предварительном согласовании приобретения земельного участка.
А теперь обо всем по порядку.

1. Заявление о предоставлении земельного участка

Земельные участки, принадлежащие администрации, продаются на торгах. Это прямо предписано Земельным кодексом. Есть исключения, когда договор купли-продажи можно заключить с администрацией без проведения торгов, например, если на муниципальном участке расположен дом, принадлежащий частнику, или земля в аренде (полный перечень продажи участков без проведения аукциона содержится в п.2 ст.39.3 ЗК РФ).
Для того, чтобы администрация смогла выставить земельный участок на продажу, заинтересованное лицо заботится о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка и обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении участка, если участок не поставлен на кадастровый учет
. Далее, заинтересованное лицо, в органы местной власти подает заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

2. Рассмотрение заявления администрацией

Местная власть в течение 30 дней рассматривает заявление, и принимает одно из решений: либо публикует извещение о предоставлении земельного участка, либо отказывает в предоставлении участка (с указанием причин такого отказа).
Извещение о предоставлении участка висит в открытом доступе на официальном сайте администрации в течение 30 дней. Если за это время никто не захочет поучаствовать в приобретении участка, тогда договор купли-продажи заключается между администрацией и заинтересованным лицом. Если же появились еще желающие приобрести участок в собственность, тогда назначается дата аукциона и участок продается с торгов.

3. Торги

Аукцион по продаже земельного участка проводится с учетом положений федерального законодательства и актов местных органов власти. Все сведения о земельном участке, а также аукционная документация, сроки проведения и др. находятся в открытом доступе.
Первоначально объявленная стоимость земельного участка определяется администрацией, но не может быть выше кадастровой стоимости (ст
. 39.4 ЗК РФ).
В то же время, в соответствии со статей 8 ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ» при продаже (аренде) муниципальной собственности, администрация проводит ее обязательную оценку
. То есть стоимость устанавливается на основании специальных оценочных работ.
Как правило, кадастровая стоимость на территории России устанавливается ниже рыночной, поэтому выкуп участка по кадастровой стоимости у администрации — выгодная сделка
.
При проведении торгов, каждый участник, заявляя о том, что будет принимать в них участие, готов уплатить начальную стоимость за участок, а также предложить стоимость выше
. Тот, кто предложит самую высокую стоимость станет победителем аукциона, с которым заключается договор купли-продажи.

4. Заключение договора купли-продажи земельного участка с администрацией

Договор купли-продажи заключается между победителем аукциона (или заинтересованным лицом, если торги не проводились) и администрацией. Цена и предмет договора уже известны. Сторонам остается формальность – подписать договор. Если победитель аукциона уклоняется от заключения договора, то он теряет свой задаток, который вносил для того, чтобы подтвердить свои намерения действительно заключить договор. Это делается для того, чтобы отсечь недобросовестных участников аукциона.

Когда возможен выкуп земли у муниципалитета за 15 % от кадастровой стоимости

Выкуп участка у администрации возможен не только по кадастровой стоимости, ни и в разы дешевле. Льготная цена выкупа может быть установлена органом местного самоуправления.
Так, собственникам зданий и сооружений, расположенных на муниципальных землях, администрация дает право выкупа земли по цене, гораздо ниже кадастровой стоимости. По регионам, стоимость на такой земельный участок обычно устанавливается в размере 15% от кадастровой стоимости.
Такая ставка действует, к примеру, в Московской области (Постановление Правительства МО от 02.12.2012 года N 639/16) – ставка применяется к некоторым категориям земель, и не меняется уже на протяжении 7 лет.

Как выкупить участок за 3 процента от кадастровой стоимости

Ставки для выкупа муниципальных участков, на которых расположена частная собственность по регионам могут быть установлены еще ниже. Это зависит от категории земель видов разрешенного использования и других местных особенностей.
В Московской области, к примеру, цена продажи земельных участков сельхозназначения – 3% от кадастровой стоимости
. Такая же стоимость выкупа земельного участка (3% от кадастровой стоимости) предусмотрена для ИЖС, ЛПХ, для ведения садоводства, гаражного строительства.
Эта льгота дает возможность оформить в собственность земельный участок гражданам под собственным домом по максимально низкой цене.

Вывод

Выгодно выкупить земельный участок у администрации по кадастровой стоимости возможно тогда, когда учтены все дополнительные факторы по материальным и временным затратам. Нельзя забывать, что для получения любой льготы в нашем государстве надо приложить ряд усилий. Как говорится, хочешь есть калачи, не сиди на печи. Но, прежде чем участвовать в торгах и гнаться за выгодным приобретением, следует изучить все возможные тонкости выкупа земель у администрации в отдельно взятом случае.

Как определяется и для чего нужна выкупная стоимость земельных участков

Воплощение в жизнь больших строительных проектов влечет за собой изъятие у владельцев земель их участков для реализации нужд государства или муниципального образования. Одним из ярких примеров такого строительства и, как следствие, изъятия земель у граждан, служит строительство для проведения олимпиады в Сочи. Примером прекращения прав пользования землей послужило для жителей московского региона и строительство четвертого ТК, и многочисленные строительные проекты.

Чтобы провести правильную оценку специалисты оценочных компаний должны установить и рыночную стоимость земли и построек на ней, и определить сумму убытков арендаторов и владельцев ЗУ и зданий. Все это делается для правильного формирования выкупной стоимости согласно ст. 281 ГК РФ.

Выкупная цена

ГК России определяет сумму выкупной стоимости ЗУ, которые должны изымаются для нужд государства или муниципального образования, с учетом рыночной и кадастровой цены ЗУ, а так же цены построек на данном ЗУ. Так же учитываются возможные убытки, которые может понести владелец из-за изъятия, и его упущенная выгода.

Кадастровая переоценка  изымаемой земли, срок проведения сделки и остальные условия регламентируются соглашением, заключаемым с пользователем или владельцем. По условиям соглашения владелец или пользователь получает выкупную цену за свой ЗУ.

По соглашению с владельцем может быть достигнута договоренность о предоставлении ему другого ЗУ. В этом случае его цена засчитывается в выкупную стоимость старого ЗУ.

В каких случаях требуется?

Согласно ФЗ, регламентирующего оценочную работу в России, в обязательном порядке должны оцениваться объекты, которые полностью или частично находятся в ведомстве РФ, ее субъектов, местных муниципалитетов или в частном владении в таких случаях:

  • Сдачи в аренду, приватизации или передачи в доверительное управление;
  • Использовании объектов в виде залога;
  • При отчуждении, например, продаже;
  • При переуступке по долговым обязательствам;
  • Если объекты являются частью фонда или уставного капитала юр.лица;
  • При спорной стоимости;
  • При национализации;
  • При согласовании суммы ипотечного кредита, когда цена является спорной;
  • При составлении брачного контракта и при разводе и разделе имущества (если цена является спорной);
  • При изъятии или выкупе объекта у владельцев;
  • Когда возникают споры с налогообложением.

Эта статья не действует в некоторых случаях, связанных с деятельностью муниципальных и гос. предприятий и учреждений. Как определяется кадастровая стоимость земли — узнаете по ссылке.

Юридический регламент

ГК России регламентирует спорные вопросы прав собственников при выкупе ЗУ у частных владельцев.

Согласно статье 15:

  1. Граждане, которые считают, что их права в процессе выкупа или изъятия были нарушены, могут претендовать на выплату им суммы, возмещающую убытки, если закон или договор определяет меньший размер суммы возмещения;
  2. Убытками принято считать расходы граждан при восстановлении своих прав, имущественный ущерб и не полученные доходы (иначе — упущенная выгода). В тех случаях, когда лица, нарушившие права граждан, получили какой-то доход из-за своих действий, то сумма упущенной выгоды начисляется не меньше суммы этих доходов.

Согласно статье 280:

Владелец ЗУ, который подлежит выкупу или изъятию, в промежутке времени между регистрацией вынесенного решения об изъятии или выкупе и до судебного решения может продолжать распоряжаться и пользоваться ею.

Так же он может тратить необходимые средства для того чтобы земля использовалась по назначению.

Однако средства, потраченные собственником на строительство каких-нибудь сооружений в это время, в процессе определения выкупной стоимости скорее всего будут отнесены на его счет.

Согласно статье 281:

  1. Срок выкупа и цена прописываются в соглашении с владельцем или пользователем ЗУ. Соглашение должно содержать обязательство РФ, его субъекта или муниципалитета выплатить владельцу выкупную цену.
  2. Выкупная стоимость определяется на основании определения рыночной стоимости ЗУ и построек на нем и упущенной выгодой;
  3. Возможно составление соглашения на тех условиях, когда собственнику предоставляется другой ЗУ.

Высший Арбитражный Суд РФ в 2022 года определил некоторые вопросы, касающиеся применения ЗК РФ:

  1. Отчуждение ЗУ может быть проведено судебным решением и строго при условии его предварительной и равнозначной оценки;
  2. Если владелец или пользователь ЗУ не согласен с вынесенной стоимостью или она не указана в решении об изъятии земли, стоимость ее определяется судом на основании рыночной стоимости на дату рассмотрения дела.
  3. Рыночная цена регулируется федеральным законодательством.

Кадастровая и рыночная стоимость земли

Для определения выкупной стоимости ЗУ и построек на них используются несколько показателей, в том числе кадастровая и рыночная стоимость.

Кадастровая стоимость исчисляется при проведении кадастровой оценки. Ее правила утверждены правительством РФ в 2022 году. Она рассчитывается из того, какой доход она будет приносить при ее наиболее эффективном использовании и является одной из составных частей при налогообложении. Ставка земельного налога определяется местными органами власти, согласно российскому законодательству.

Рыночная стоимость является ценой за объект в условиях нормальной конкуренции и на открытом рынке. При этом обе стороны сделки действуют осознанно, имеют в распоряжении всю необходимую информацию и на условия сделки не влияют следующие обстоятельства:

  • Обе стороны действуют исходя из своих интересов, и полностью владеют информацией о предмете сделки;
  • Объект публично выставлен на рынке;
  • Цена за объект является объективной;
  • Сделка заключается без принуждения одной из сторон.

Рыночную стоимость используют:

  • В качестве стартовой цены на торгах при продаже ЗУ;
  • Для установления арендной платы и на торгах правами аренды ЗУ;
  • Установления выкупной стоимости.

Более подробную информацию о том, как определить рыночную стоимость земельного участка и как производится переоценка земельных участков узнаете, нажав на выделенные фразы.

Как определяют выкупную стоимость

Завершенная процедура изъятия земли у собственника или пользователя предусматривает полное погашение ему материального ущерба. Поскольку изъятие производится посредством выкупа, то возмещение потерь производится посредством выплаты выкупной стоимости ЗУ, в которую входят:

  • Рыночная цена ЗУ;
  • Рыночная цена построек, находящихся на участке и принадлежащих владельцу земли;
  • Убытки, понесенные владельцем.

При этом определением рыночной стоимости ЗУ и построек занимаются оценочные компании, деятельность которых регламентируется российским законодательством.

Даже в тех случаях, когда в соглашении с владельцем устанавливается выкупная цена, оценка должна проводиться обязательно. Такое положение предусмотрено с целью предотвращения необоснованных расходов при выкупе земель в муниципальные и гос. нужды.

При возникновении разногласий в определении выкупной стоимости назначается суд, который выносит решение о размере выкупной стоимости, основываясь на рыночной стоимости ЗУ.

Если на земле расположены строения, принадлежащие не собственнику земли, то они и получают выкупную стоимость за них, выкупную стоимость за землю получает собственник земли.

Законодательством РФ определяются случаи, когда собственник ЗУ и сооружений на нем не вправе получить компенсацию. Это касается затрат, понесенных при строительстве или реконструкции построек, а так же других затрат, которые не обязательны для целевого использования ЗУ и построек, но при этом значительно повышающих их выкупную стоимость и проведенных после вынесения постановления об изъятии земли.

Участки земли, на которых есть сооружения, имеют свои ставки. Для таких земель выкупная стоимость определяется согласно тому, на каких землях они расположены – находящихся в федеральной, муниципальной или гос. собственности. Стоимость определяют органы гос.власти, федеральные или местные.

Порядок определения

Выкупная стоимость земли до того как ее цену определят органы власти, рассчитывается из его кадастровой стоимости. После того как органы местной власти определят цену участка, она не должна превышать сумму кадастровой стоимости.

Льготная цена выкупа ЗУ предусмотрена при условиях:

  1. Граждане владеют участком на основании аренды, договор на которую был составлен в период с 29.10.2001 года по 01.07.2012 года.
  2. Во время заключения арендного договора, собственник должен был пользоваться им на праве постоянного пользования.

Формула расчета

Если граждане приобрели или оформили в собственность постройки, находящиеся на участках принадлежащих государству или муниципалитету до 01.01.2010 года, то цена приобретения участков будет складываться исходя из десятикратного размера ставки налога на землю за одну единицу площади данного участка. Выглядит она следующим образом:

S x (K x 1,5 %) x 10

S – общая площадь участка;
K — кадастровая цена за 1 квадратный метр данного участка;

Цена за 1 квадратный метр рассчитывается путем деления кадастровой стоимости участка на его площадь. Процент от кадастровой стоимости виден на формуле.

Заключение

В России все земельные отношения регламентируются государством. Каждый гражданин вправе выкупить участки земли, которые находятся в собственности у государства на определенных условиях и по установленной законом цене.

Так же как и каждый собственник вправе потребовать возмещения полного материального ущерба в случаях изъятия у него земли для нужд государства или муниципалитета.

Для того чтобы не обмануться самому и не вводить в заблуждение органы гос.власти относительно стоимости участка, следует правильно оценивать рыночную ситуацию и внимательно читать законы. При этом вы всегда можете запросить справку о кадастровой стоимости земельного участка в соответствующих инстанциях.

Рассчитываем стоимость выкупа земельного участка от кадастровой стоимости быстро и грамотно

Что такое выкупная стоимость земельного участка?

Выкупная стоимость земельного участка – это цена участка, которая устанавливается для процедуры возмездного перехода в собственность арендованного участка. В иных случаях предназначается для выкупа ЗУ органами местной власти у собственника, при изъятии земель в пользу государства или муниципалитета, для публичных нужд и иных видов деятельности федерального или регионального масштаба.

Называют ее также часто «стоимость земельного участка по кадастровой стоимости» потому что высчитывается она именно из кадастровой стоимости ЗУ.

Отличается от кадастровой и рыночной стоимости (об отличии мы поговорим далее) и начисляется без учёта таковых. Поэтому может значительно разниться в сравнении с ними или совпадать полностью или приблизительно.

Когда и в каких случаях понадобится ее знать?

Для налогообложения, которое опирается на кадастровую стоимость участка, выкупная стоимость не имеет никакого значения. Не играет данный вид стоимости так же существенной роли при покупке или продаже ЗУ. Как правило, рынок устанавливает собственные законы, влияющие на ценообразование и востребованность объектов недвижимости, что допускает поднимать или занижать стоимость.

Знать данные ценовые параметры участка следует при выкупе земель у администрации. Как правило, возмездный переход прав происходит тогда, когда землевладелец уже исчерпал свою возможность на приватизацию ЗУ, так как она предоставляется лишь единожды. После оформления приватизированного участка, последующее оформление земель может происходить только на возмездной основе. Такой регламент устанавливается на основании Закона о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г.

Соответственно, последующие имущественные операции потребуют возмещения стоимости надела в случаях:

  1. Переоформления арендуемого у муниципалитета участка, на котором возведено (возводится) капитальное строение.
  2. Переоформления в собственность участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении.
  3. Переоформления участка под домом после вступления в наследственные права, если ЗУ не в собственности.
  4. После проведения имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на не оформленной в собственность земле.
  5. В перечисленных случаях допускается назначение выкупной цены, по инициативе администрации.

Отличие от кадастровой и рыночной стоимости

Выкупная стоимость имеет статичный характер и не подвергается влиянию тех или иных тенденций, на которые ориентирован рынок недвижимости. Например, если цены наделов поздней осенью и ранней зимой могут снижаться, то с приближением весеннего периода продавцы наделов не идут на уступки, постепенно поднимая планку установленных цен.

Кадастровая стоимость изменяется приблизительно один раз в 5 лет после проведения инвентаризации земель. Также собственник может по усмотрению изменить стоимость ЗУ, если это необходимо.Этот прецедент не означает, что выкупная стоимость попадает в непосредственную зависимость от процедуры переоценки земельного массива. Обозначенная сумма может так же отличаться в сторону уменьшения или увеличения, так как при её расчётах учитывается:

  • Решение административной комиссии о базовых величинах, применяющихся при расчёте.
  • Выбор формул и норм расчёта кадастровой стоимости, на основании которых выводится искомая сумма.

Оценка проводится со стороны субъекта, которому принадлежит земельный участок. В роли такового могут выступать как федеральные, так и региональные власти. А так же – органы местного самоуправления районных и поселковых административных отделов.

Пошаговая инструкция получения сведений о стоимости земельного участка по кадастровой стоимости

Для того чтобы получить информацию о сумме выкупа надела у администрации, следует подать заявку на оформление ЗУ в собственность, с приложением документов, которые удостоверяют право владения наделом. К таковым могут относиться:

  1. акты выдела участка, независимо от года выдачи;
  2. договор имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на ЗУ;
  3. договор аренды ЗУ с муниципалитетом и т.п.

Заявка рассматривается административной комиссией на публичных слушаниях, после принятия положительного решения, их выносят в протокол и оформляют выпиской с предоставлением разрешения на выкуп.

К выписке прилагают квитанцию, с рассчитанной суммой, в которой указывается выкупная стоимость. Так же квитанция должна содержать состав базовых величин с расшифровкой, на основании которых проводились расчёты.

Рекомендуем также узнать, как получить кадастровую справку о стоимости ЗУ в данном материале.

Расчет стоимости земельного участка от кадастровой стоимости рассмотрим далее.

Применяемые формулы и методики расчёта стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Минимальный порог, допускающий ценообразование надела, зависит от процентной ставки, установленной для той или иной категории приобретателей. Она высчитывается от установленной на момент начисления кадастровой стоимости, за исключением случаев покупки недвижимости.

Если кратко, то процент выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка составляет:

  1. 50% в некоторых регионах для пенсионеров и инвалидов
  2. 20-60% для арендаторов
  3. 80% если изменялась категория или целевое назначение

Таким нехитрым способом можно понять как рассчитать стоимость земли по кадастровой стоимости. Расчет выкупа земельного участка более подробно расписан ниже.

В ведении местных властей – назначение льгот и субсидий отдельным группам населения. Например, в некоторых регионах местное законодательство установило льготы для пенсионеров, составляющие 50% субсидирования при выкупе участков за городской чертой. К числу льготников причисляются пенсионеры и инвалиды, допускается внеочередное приобретение земель путём выкупа так же многодетным семьям. В таком случае, если кадастровая стоимость надела составляет 100 тысяч рублей, заинтересованное лицо из числа перечисленных, вправе приобрести ЗУ за 50 тысяч.

Для арендаторов земель устанавливаются суммы, положенные к выплате, в размере 20-60% кадастровой стоимости ЗУ. Точная процентная ставка для расчета стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка зависит от позиции администрации и решения, принятого административной комиссией. Например, при кадастровой стоимости в 100 тысяч рублей, минимальный размер выплат при переоформлении арендуемой земли составит 20 тысяч рублей, а максимальный – 60 тысяч. Такие различия дифференцируются по длительности нахождения земель в аренде или ином виде владения – чем дольше заявитель пользовался участком, тем ниже процент установленной ставки. Так же на ценообразование влияют наличие строений или иного имущества приобретателя, расположенного на участке.

Стоимость допускает увеличения, если изменялась категория или целевое назначение земель. В таких случаях она достигает 80%, что в обозначенном примере составит 80 тысяч рублей. При этом из установленной суммы высчитывается процент, связанный с периодом нахождения ЗУ в распоряжении титульного владельца.

Выкупить участки за минимальную стоимость могут правообладатели земель, у которых:

  • участки находились в собственности 10-15 лет;
  • на участках возведены капитальные строения.

В этом случае сумма стоимости выкупа земельного участка, назначенная административным органом к уплате, может составить:

  • 20% кадастровой стоимости – для муниципальных земель;
  • 2,5% — для земель, находящихся в федеральной собственности.

Особенности

Обозначенная стоимость опирается на кадастровую оценку земель. Мы ранее рассказывали, как узнать кадастровую стоимость. При этом, при назначении выкупной цены следует ориентироваться не на текущую сумму оценки, а на ту, которая являлась актуальной в момент приобретения недвижимости, расположенной на неприватизированном участке. Например, если частный дом приобретался в 2022 году, после чего проводилась неоднократная переоценка массива, то к процедуре выкупа выставляется стоимость, соответствующая году приобретения дома.

Для арендуемых земель опора на кадастровые сведения определяется на текущий момент, характеризующийся подачей заявления. Год постройки дома и число лет владения наделом вычитывают соответствующий процент из установленной кадастровой стоимости.

Если заявитель сам устанавливает стоимость выкупной цены в заявлении, орган власти обязан принять данную сумму в качестве руководства и признать актуальность таковой. Либо – отказать в процедуре. В этом случае допускается подача искового заявления в суд.

Переоформление на основании выкупа требуется внести в регистрационные сведения Росреестра на основании действия Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г. и статьи 131 ГК РФ.

Если безвозмездное оформление участка в собственность затрудняется рядом причин, его допустимо приобрести возмездно, уплатив соразмерную цену.

Теперь вы знаете как рассчитать стоимость земельного участка по кадастровой стоимости и мы надеемся что наша статья вам пригодилась в этом. Удачи в расчетах!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: