Право и жизнь

Легендарный казанский юрист профессор, доктор юридических наук, Заслуженый деятель науки Российской Федерации — Виктор Павлович Малков жил среди нас с 2021 года по сегодняшний день.

Родился Виктор Павлович 8 октября 2021 года в удмуртском селе Биляр, окончил юридический факультет КГУ. Преподавательскую деятельность начал в 1962-м году. 

В разные годы работал деканом юрфака и заведующим кафедрой уголовного права и криминологии КГУ, с 2002-го — завкафедрой уголовного права и процесса Института экономики, управления и права. Также преподавал на кафедре уголовного права Казанского юридического института МВД России.

Виктор Павлович Малков был блестящим педагогом. В числе  множества его талантов было  одно, которое отличало его от всех учителей — он был незаурядным воспитателем. Его волновала судьба каждого студента, он всех пропускал через себя. Заботился об их становлении как личности, раскрывал потенциал.

Виктор Павлович был выдающимся учёным. Он опубликовал 267 научных и учебно-методических работ, в том числе 15 монографий, 40 учебников и научно-практических пособий, учебно-методических разработок.

Подготовил 73 кандидата юридических наук и 11 докторов юридических наук.

Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Самарском государственном университете.

Ниже о жизни Виктора Павловича Малкова в очерке Ф.Н.Багаутдинова, доктора юридических наук,

члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан.

  • МВД
    • Руководство
    • Структура МВД по Республике Адыгея
    • Координационные и совещательные органы
    • Общественный совет при министерстве внутренних дел по Республике Адыгея
    • Противодействие коррупции
    • Противодействие экстремизму и терроризму
    • Наши герои
    • Документы
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • Служба. Вакансии
    • Планы и результаты плановых проверок
    • Взаимодействие с органами местного самоуправления и государственной власти
    • Отчёты должностных лиц МВД по Республике Адыгея
    • Официальные выступления
    • Народные дружины
    • Субъекты надзора
    • Госпрограммы
    • План 2013-2021
    • Ведомственная наука
    • Информация о закупках товаров, работах и услугах для нужд МВД по Республике Адыгея
    • Подпрограмма профилактики нарушений в сфере миграции на 2021 год
  • ДЛЯ ГРАЖДАН
    • Прием обращений
    • Правовое информирование
    • Телефон доверия
    • График приема граждан
    • Работа с обращениями
    • Часто задаваемые вопросы
    • Государственные услуги
    • Розыск
    • Информация для людей с ограниченными возможностями
    • Онлайн-сервисы
    • Мониторинг общественного мнения
  • КОНТАКТЫ
    • Приемная
    • Экстренный вызов
    • Ваш участковый
    • Территориальные органы
    • Центры медицинской реабилитации и восстановления МВД России
    • Контакты подразделений
    • Территориальные органы МВД по Республике Адыгея
    • Образовательные организации
    • Представительства МВД России за рубежом
  • ПРЕСС-СЛУЖБА
    • Контакты
    • Наши проекты
    • Ведомственные СМИ
    • МВД в социальных сетях
    • Правовой ликбез
    • Дополнительная информация
    • СМИ О НАС
    • Аккредитация журналистов
    • Опровержения. Уточнения. Комментарии
    • Yt
    • Vk
    • Fb
    • Tw
    • Ok
    • RSS

Найти

Поиск по всем разделам

Новости

МВД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЛЯ ГРАЖДАН

КОНТАКТЫ

ПРЕСС-СЛУЖБА

Расширенный поиск

  • МВД
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ДЛЯ ГРАЖДАН
  • КОНТАКТЫ
  • ПРЕСС-СЛУЖБА
  • Руководство
  • Структура МВД по Республике Адыгея
  • Координационные и совещательные органы
  • Общественный совет при министерстве внутренних дел по Республике Адыгея
  • Противодействие коррупции
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Наши герои
  • Документы
  • Служба. Вакансии
  • Планы и результаты плановых проверок
  • Взаимодействие с органами местного самоуправления и государственной власти
  • Отчёты должностных лиц МВД по Республике Адыгея
  • Официальные выступления
  • Народные дружины
  • Субъекты надзора
  • Госпрограммы
  • План 2013-2021
  • Ведомственная наука
  • Информация о закупках товаров, работах и услугах для нужд МВД по Республике Адыгея
  • Подпрограмма профилактики нарушений в сфере миграции на 2021 год
  • Прием обращений
  • Правовое информирование
  • Телефон доверия
  • График приема граждан
  • Работа с обращениями
  • Часто задаваемые вопросы
  • Государственные услуги
  • Розыск
  • Информация для людей с ограниченными возможностями
  • Онлайн-сервисы
  • Мониторинг общественного мнения
  • Приемная
  • Экстренный вызов
  • Ваш участковый
  • Территориальные органы
  • Центры медицинской реабилитации и восстановления МВД России
  • Контакты подразделений
  • Территориальные органы МВД по Республике Адыгея
  • Образовательные организации
  • Представительства МВД России за рубежом
  • Контакты
  • Наши проекты
  • Ведомственные СМИ
  • МВД в социальных сетях
  • Правовой ликбез
  • Дополнительная информация
  • СМИ О НАС
  • Аккредитация журналистов
  • Опровержения. Уточнения. Комментарии

Главная
 → 
Право на жизнь (ст. 20 Конституции России)

Государственные услуги

Вопросы миграции

Прием обращений

Ваш участковый/ отдел полиции

Внимание, розыск

Поиск детей

Противодействие экстремизму и терроризму

Право на жизнь (ст. 20 Конституции России)

Главная  →  Право на жизнь (ст. 20 Конституции России)

Право на жизнь является важнейшим личным правом человека, приобретаемым им в силу факта его рождения. Конституционное содержание права на жизнь состоит в недопустимости произвольного лишения жизни. Смертная казнь впредь до ее отме­ны может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за осо­бо тяжкие преступления против жизни при предо­ставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

На протяжении длительного времени в Российской Федерации смертная казнь не применяется, несмотря на наличие такого вида на­казания в Уголовном кодексе Российской Федерации. Отказ от при­менения смертной казни связан с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации (который в 2021 году принял решение), указавшего на недопустимость применения наказания в виде смерт­ной казни до введения на всей территории Российской Федерации су­дов с участием присяжных заседателей (постановление от 02.02.1999 № 3-П). Последним субъектом Российской Федерации, в котором с 1 января 2021 года должны были вводиться суды с участием присяж­ных заседателей, стала Чеченская Республика. Однако Конституци­онный Суд Российской Федерации в 2021 году своим определением разъяснил невозможность дальнейшего применения смертной казни в Российской Федерации даже при условии повсеместного введения суда присяжных. Это обусловлено сложившимся на протяжении дли­тельного времени конституционно-правовым режимом, в рамках ко­торого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей вре­менный характер (определение от 19.11.2009 № 1344-О-Р).

Таким образом, содержание права на жизнь в Российской Феде­рации носит практически абсолютный характер и не подлежит ограничению.

Реализация и защита права на жизнь имеет конкретные времен­ные пределы (начало и конец жизни). Согласно части 2 статьи 17 Кон­ституции России основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В связи с этим право на жизнь связывается с фактом рождения человека. Смерть человека наступает в результате гибели организма как целого.

Добровольный уход из жизни человека (эвтаназия) в связи с на­личием неизлечимого заболевания в России запрещен.

Основные законодательные акты:

  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Право на жизнь

Статья 20 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.».

Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и первейшее право индивидуума. Реальность обеспечения права на жизнь — один из существенных показателей степени демократичности государства. Если жизнь является объектом угроз, то теряется смысл во всех правах личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.

Провозглашение в статье 20 Конституции Российской Федерации данного права требует от государства соответствующей охраны и защиты, т.е. закрепления и реализации конкретных форм и методов деятельности государственных, международных и общественных организаций, направленных на предотвращение угроз жизни человека и создание условий его нормального существования.

Кроме Конституции право на жизнь закреплено в международных документах. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека 2021 г. провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах 2021 г. декларируется: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни».

Право на жизнь имеет каждый — от рождения до смерти. Установление временных и биологических границ жизни представляет собой сложную проблему, над которой в течение многих лет работали ученые и практики самых разных специальностей.

Много точек зрения возникает с определением начала жизни: на какой стадии своего развития плод становится жизнеспособным, т.е. имеет возможность осуществлять основные жизненные функции самостоятельно? Если исходить из текстуального содержания ст. 17 Конституции РФ, которая предусматривает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», то следует согласиться, что правами (а значит, и правом на жизнь) человек обладает с момента рождения. Если же за основу взять иной момент, то возникнет вопрос: какой именно момент брать за основу — момент зачатия, момент формирования организма, момент начала работы мозга или начала работы сердца? Международно-правовые и межрегиональные акты не освещают вопрос временных критериев появления права того или иного субъекта на жизнь. Исключение составляет лишь Американская конвенция о правах человека, которая провозглашает право на уважение жизни человека с момента зачатия. Если опираться на данные современной медицины при определении начала жизни необходимо руководствоваться физиологическими критериями. Факт рождения связывается с отделением плода от тела матери. Однако ребенок может родиться изначально мертвым, поэтому медики используют термин «живорожденность», т.е. наличие безусловных врожденных рефлексов.

Провозглашения права на жизнь в Конституции РФ недостаточно для его обеспечения, т.е. необходимо создание таких условий, при которых право не нарушается и свободно осуществляется каждым. Право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве.

Во-первых, это конституционные гарантии, направленные на свободное развитие человека, право не подвергаться пыткам, другому жестокому обращению или наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам и др.

Во-вторых, это правовые нормы, определяющие границы применения опасных для жизни и здоровья людей препаратов, орудий, механизмов, физической силы. Речь идет, в частности, о таких федеральных законах и иных нормативных правовых актах, как Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральные законы «Об оружии», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О федеральной службе безопасности» и др.

В-третьих, это меры ответственности, установленные за действия, причиняющие вред жизни и здоровью человека или создающие опасность причинения такого вреда. Наибольшее число этих мер закреплено в Особенной части Уголовного кодекса РФ, нормы которого предусматривают ответственность за убийство, причинение опасных для жизни телесных повреждений, подвержение опасности и оставление в опасности. Как особо тяжкие преступления рассматриваются преступления против мира и безопасности человечества, связанные с производством или распространением запрещенного оружия массового поражения, использованием запрещенных средств и методов ведения войны, геноцидом.

Смертная казнь — самая суровая мера наказания, заключающаяся в лишении человека жизни. Она применяется только по приговору суда от имени государства и назначается за очень узкий круг особо тяжких умышленных преступлений. Уголовный кодекс РФ относит к таким преступлениям убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид. Допуская возможность лишения жизни человека только в связи с исполнением наказания в виде смертной казни, Конституция устанавливает, что эта мера, во-первых, является исключительной, а во-вторых, применяется временно – «впредь до ее отмены». Значит, российское общество и государство в перспективе намерены отказаться от данного вида наказания. В настоящее время действует мораторий на вынесение смертных приговоров до введения судов присяжных в каждом субъекте РФ, а также мораторий на исполнение смертной казни (действующий с 2021 г.), в связи с вступлением России в Совет Европы.

Конституция РФ гарантирует право человека на жизнь. Согласно общепринятому мнению, гарантии делятся на общие и специальные (последние еще называют гарантиями правосудия). К общим гарантиям можно отнести такие, как, например, возможность обжалования неправомерных действий и актов, право на международную защиту, на возмещение причиненного вреда, запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих конституционное право на жизнь. Специальные гарантии – это право на судебную защиту, на юридическую помощь, презумпция невиновности и т. п.

К институтам, непосредственно обеспечивающим реализацию правовых норм и гарантий в области обеспечения и защиты конституционного права на жизнь относят: судебный механизм, включающий функции, систему и деятельность судов; механизм прокурорского надзора; механизм Уполномоченного по правам человека; механизм защиты прав человека и гражданина, заложенный в природу и компетенцию органов государственной власти, государственного управления, конституционного надзора (в некоторых субъектах РФ) и местного самоуправления.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: