Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

В чём заключается суть процедуры перераспределения перечисленных земельных участков с участками, относящимися к собственности муниципалитета или государства?

Нормы

Кратко схему перераспределения можно описать так: в соответствии с неким порядком, установленным законом, к собственному земельному участку гражданина добавляется часть муниципальной или государственной земли, граничащей с участком гражданина.

Становится ясным, что из одного участка нужно выделить часть земли и добавить её к другому участку. Значит, потребуется провести межевание и изменить (перераспределить) границы и площади исходных смежных участков:

  • участка гражданина — по причине увеличения площади,
  • муниципального или государственного участка — по причине уменьшения площади за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина.

Когда можно приступить к межеванию? Что ещё предстоит сделать, ведь, хотя бы свой увеличенный земельный надел нужно потом как-то зарегистрировать? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков подробно раскрыт в статье 39.29 Земельного кодекса РФ.

Стартом процедуры является подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с конкретным органом власти.

С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:

  • выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади, а убедившись в том, что участок этот относится к муниципальной или государственной собственности, приступить к решению 2-й задачи
  • выяснить, имеет ли смежный участок тот же вид разрешённого использования и категорию земель и относится к той же территориальной зоне, что и собственный исходный участок, так как несоответствие этому факту в дальнейшем станет причиной отказа в перераспределении земельных участков, а игнорирование приведёт к бездарной трате времени и средств на проведение следующего этапа работ — то есть обязательным условием должны быть не только идентичность видов использования участков, но и расположение добавляемой территории в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок (не допустима даже такая ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах)
  • убедиться в том, что при планируемом увеличении площади участка не нарушится требование градостроительного регламента по предельной максимальной площади земельных участков, установленных в соответствии с ПЗЗ, по расположению нового участка, образованного в результате перераспределения, по возможности доступа к смежной территории только через собственный исходный участок
  • выяснить, разработан или нет, в соответствии с ПЗЗ поселения, проект межевания территории (ПМТ)
  • при отсутствии ПМТ подготовить схему расположения образуемого в результате распределения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ), показывающую присоединение к существующим границам собственного исходного участка куска муниципальной или государственной земли земли (добавляемого участка) — вполне понятно, что для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации,
  • подать заявление о перераспределении собственного исходного участка с приложением к заявлению правоудостоверяющих документов и схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ).

Заявление о перераспределении земельного участка

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.

Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение — мать учения», а потому имеет смысл повторить главные моменты.

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация — в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти — когда они является владельцами земли

Правительство РФ — если земля относится к государственной (федеральной) собственности.

Чтобы самостоятельно узнать конкретного правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

обратиться к такому бесплатному источнику сведений, как Публичная кадастровая карта Росреестра, предоставляющей общедоступные сведения по размещённым на карте земельным участкам и объектам недвижимости.

  • обратиться непосредственно на официальный портал Росреестра и, используя на нём вкладки:
  • Получение сведений из ЕГРН
  • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online,
  • выполнить заказ необходимых сведений.

Должно быть понятным, что обращение к официальному порталу Росреестра, позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Итак, с сутью процедуры перераспределения участков и подготовкой к проведению перераспределения разобрались. Но перед тем, как перейти к изучению особенностей Соглашения, нужно понять ситуацию с ценой предоставляемой земельная добавки.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  • на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ),
  • в соответствии с порядком и правилами, установленными:
  • Правительством РФ — в случае принадлежности земли государству,
  • государственной власти субъекта РФ — когда добавляемый земельный участок является собственностью субъекта РФ,
  • органом местного самоуправления — когда добавляемый земельный участок находится в муниципальной собственности.

Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.

Федеральные законы «О местном самоуправлении», Земельный кодекс РФ и целый ряд других предоставили муниципальным и региональным властям возможность регулирования размера платы за прирезки из своих земель к частным участкам. В этих целях во всех субъектах РФ и во всех муниципалитетах были подготовлены и утверждены порядки и правила расчёта платы, а на уровне Правительства РФ — порядок и правила а увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава государственной собственности используются следующие документы:

Постановление «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности» ( № 1308 от 3 декабря 2014 г.)

Прилагаемый к Постановлению «Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности», устанавливающие порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков.

При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель субъекта РФ — установленные в них порядок и правила расчетов.

При определении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель, находящихся в муниципальной собственности, применяются установленные в них порядок и правила расчетов.

Основные показатели в расчёте платы за прирезку

В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:

  • КСИСХ.УЧ. — кадастровая стоимость исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  • КСобр.уч. — кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
  • Sдоб.уч.- площадь добавленной муниципальной или государственной земли
  • Sисх.уч.-площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  • Sобр..уч. — площадь участка, образуемого в результате перераспределения

С вопросом определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:

размер платы составит 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения (пункт 3 Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.),

размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению (КСИСХ.УЧ.), рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность (Sдоб.уч.).

пункт 5.«Размер платы в случае перераспределения земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, определяется как 15% от разницы между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате его перераспределения с землями, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до его перераспределения»:

P = 0.15 (КСобр.уч. — КСИСХ.УЧ.)

В соответствии с пунктом 4 этих Правил для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен такой порядок расчёта:

Когда и куда вносится плата за добавленный участок

Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.

После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

Когда делается межевание участка

Этапу подписания Соглашения о перераспределении земельного участка предшествует процедура постановки образуемого земельного участка на кадастровый учёт. Делается это по результатам межевания, поскольку при перераспределении появляется новый участок.

К межеванию нужно приступить после получения от администрации положительного решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ) или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения.

Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру (в межевую организацию) за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.

Далее заявителю нужно предъявить в администрацию кадастровый план увеличенноного участка — для завершения процедуры заключения Соглашения о распределении земельного участка.

По результатам заключения Соглашения о перераспределении земельных участков между органом власти и заявителем (собственником участка, к которому добавляется площадь), с участками происходит следующая трансформация:

  • прекращается существование исходного земельного участка заявителя
  • образуется земельный участок с увеличенной в результате перераспределения площадью
  • у собственника (заявителя) возникает право частной собственности на земельный участок с увеличенной площадью
  • земельный участок, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах.

Ознакомившись с сутью процедуры перераспределения земельного участка и усвоив главные её особенности, смело приступаем к детальному изучению порядка выполнения этого перераспределения и полного состава документов, которые для этой задачи потребуются.

Порядок прирезки земельного участка

В том случае, если земельный участок никем не используется, у соседей возникает большой соблазн самовольно захватить эту территорию в пользование.

Однако узаконить прилегающий земельный участок можно при помощи прирезки этого надела. Данная процедура регламентируется законом, вышедшем в марте 2015.

В июне 2021 года в данный документ были внесены некоторые поправки. По новому закону процедура прирезки земельного участка к основному несколько упростилась.

Прирезка земельного участка

Данная процедура позволяет увеличить площадь земельного участка за счет прирезки к нему прилегающей территории. В земельном кодексе эта процедура называется – перераспределением земли.

В результате данной процедуры вместо старого участка должен появиться новый, больший по площади. Другими словами, старый земельный надел перестает существовать, вместо него появляется новый.

Для проведения процедуры перераспределения участок должен находиться в собственности. В противном случае в увеличении территории будет отказано.

Перераспределение может быть двух видов:

  1. Перераспределение государственных или муниципальных земель между друг другом.
  2. Перераспределение государственных или муниципальных участок и частных территорий.

Для увеличения частного участка пользуются вторым вариантом.

Прирезка или самозахват?

Пользоваться землей можно только в том случае, если она легально оформлена. Если гражданин распоряжается земельным наделом без наличия на это оснований, это называется самозахватом.

До тех пор, пока не будут определены границы участка и произведена регистрация прав, любые манипуляции на этой земле незаконны.

Правонарушителями в этом случае могут быть как должностные лица, так и обычные граждане. Законодательством предусмотрен ряд санкций, которые могут быть применены в данном случае к гражданину, нарушившему порядок прирезки за счет земель общего пользования. Кроме этого, незаконно присвоенную землю придется возвратить.

Возврат незаконно занятых земель

В том случае, если гражданин посягнул на земельный участок, находящийся в собственности другого человека, на него необходимо воздействовать законными способами.

Как правильно поступить в данной ситуации:

  1. В первую очередь необходимо гражданина, занявшего не свою территорию, уведомить о факте нарушения.
  2. Обязательно выясните, чем он мотивирует свои действия, вполне возможно, что в данном случае была использована мошенническая схема, по которой гражданин просто-напросто подделал документы на собственности, самовольно приписав себе дополнительные сотки земли.
  3. В том случае, если захватчик действует достаточно уверено, попытайтесь убедить его одуматься, предъявив свои документы на этот надел.
  4. Если собственных сил для решения проблемы оказалось недостаточно, и самостоятельно не получается освободить самовольно занятую территорию, необходимо обратиться в местную администрацию, которая поможет расставить все акценты.
  5. Второй вариант – идти напрямую в суд, но перед этим необходимо затребовать из администрации копию протокола административной комиссии, которая в этом случае должна была быть собрана.

Санкции за незаконный захват земли

Случаи незаконного захвата земли установлены ст. 7.1 КоАП. Если в данном конкретном случае будут выявлены мошеннические моменты, дело может попасть под действие уголовного кодекса. При таком раскладе правонарушение грозит куда более серьезными последствиями, чем просто штраф и изъятие участка.

При отсутствии мошеннических действий нарушитель заплатит штраф. Его размер зависит от нескольких факторов:

  • поставлен ли участок на кадастровый учет;
  • какова оценочная стоимость данного земельного надела.

Административное наказание

Ответственность за прирезку земли будет зависеть от того, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей:

  • юридическое лицо – 2-3% (но не менее 100 000 рублей);
  • должностное лицо – 1,5-2% (не менее 20 000 рублей);
  • физическое лицо – 1-1,5% (не менее 5 000 рублей).

В том случае, если оценка данного земельного участка не была проведена, то штраф будет иметь фиксированный размер:

  • юридические лица – 200-300 тыс. рублей;
  • должностное лицо – 40-50 тыс. рублей;
  • физическое лицо – до 10 000 рублей.

Судебная практика

Самовольный захват земель – довольно распространенное правонарушение, поэтому таких случаев в судебной практике более чем достаточно.

В поисках компромисса противостоящие друг другу стороны нередко обращаются в гражданский суд, чтобы упорядочить отношения. Далеко не в каждой ситуации суд встает на сторону истца и признает за ним право на изъятый участок.

Перед походом в суд необходимо тщательно продумать все аргументы, иначе в удовлетворении иска может быть отказано.

Основания для прирезки участка

Процедуру перераспределения участка можно провести четырьмя вариантами:

  1. Прирезка участка в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории. В том случае, если гражданин заключил договор на развитие участка, то можно перераспределить границы участка для приведения его в соответствие с межевым проектом территории. Это основание нечасто встречается.
  2. В случае размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения также возможно провести перераспределение. Это могут быть автомобильные дороги, объекты обороны, объекты транспорта и другие. В этом случае может проводиться изъятие земельных участков для муниципальных или государственных нужд.
  3. Перераспределение земель и земельных участков на территории, для которой утвержден план межевания. В этом случае проект межевания упорядочивает расположение земельных участков, придавая им правильную единообразную форму. Это делается для исключения вклинивания, изломанных линий.
  4. Перераспределение земельных участков под личное подсобное хозяйство, садоводство и ИЖС, до января 2021 года таким образом можно было увеличить и дачный надел. Это самый распространенный вариант осуществления прирезки к своему участку части прилегающей земли. Главное условие – чтобы новый участок не превышал предельно допустимые размеры, прописанные предназначением земли. Например, в правилах землепользования вашего населенного пункта обозначено, что участок под ИЖС не должен превышать 18 соток, у вас уже имеется 13 соток. Значит, вы можете прирезать к своему земельному наделу не больше 5 соток. В том случае, если прирезаемый участок будет превышать допустимые параметры, в запросе будет отказано. В такой ситуации целесообразнее получить рядом расположенный надел как самостоятельный участок.

Как оформить прирезку к земельному участку под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?

Как оформить прирезку к земельному участку? Как уже говорилось, данную процедуру может оформить только собственник земли. Арендатор, а также пользователь участка на безвозмездной основе провести ее не может.

Чаще всего земля в населенных пунктах является муниципальной собственностью, а значит собственник участка сталкивается с местной администрацией, желая увеличить свой надел.

Оформление прирезки земельного участка

Процедура прирезки земли к участку имеет свой порядок действий.

Подготовка схемы расположения земельного участка

Как сделать прирезку? В первую очередь потребуется выполнить схему расположения земельного участка, ее можно подготовить самостоятельно.

Кроме уже имеющегося участка на схеме должен быть обозначен новые прирезаемый надел.

При желании можно выполнить данную схему самостоятельно, но правильнее в этом случае обратиться в кадастровое бюро.

Готовим заявление о перераспределении земельного участка

В администрации вам обязательно предоставят уже готовый шаблон данного документа, объяснив, что именно и куда вы должны вписать.

Какие документы нужны для заполнения данного заявления:

  1. Паспорт.
  2. Пакет правоустанавливающих бумаг на земельный участок, к которому вы собираетесь выполнить прирезку. В том случае, если собственность зарегистрирована в ЕГРН, прикладывать копии правоустанавливающих бумаг не обязательно, в этом случае достаточно получить выписку из ЕГРН.
  3. Схему расположения имеющегося земельного участка и той территории, которую вы хотели бы присоединить.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя.

Проверка заявления на предмет соответствия установленного требованиям

В том случае, если заявление или собранный пакет документов не соответствует требованиям, в течение десяти дней бумаги будут возвращены на доработку. В этом случае специалист обязательно должен обозначить причину, по которой произошел возврат бумаг.

Принятие решения по заявления о перераспределении земель

После подачи документов на прирезку земли у специалистов есть месяц в запасе для принятия решения по данной ситуации. Решение может быть оформлено в виде постановления руководителем населенного пункта.

Заявитель должен получить на руки оригинал данного постановления и утвержденную схему, только письменный документ может быть основанием для дальнейших манипуляций с участком.

Теперь пора направлять документы на заключение соглашения о перераспределении земель в соответствии с новым планом участка.

Выполнение кадастровых работ

Кадастровые мероприятия собственник земельного надела должен проводить самостоятельно за собственный счет. Кадастровый инженер готовит полный пакет документов и ставит участок на учет. В результате вы должны получить на руки кадастровый паспорт нового земельного участка.

Заключение соглашения о перераспределении земель

Через тридцать дней после получения паспорта специалисты администрации должны предоставить вам Соглашение о перераспределении земельного участка. После получения этого документа у вас есть еще тридцать дней для того, чтобы подписать данный документ и направить его в администрацию.

В администрации могут отказать в оформлении данного документа, но лишь в том случае, если размер нового участка по размерам больше более чем на 10%, чем это указано на схеме.

Отказ в перераспределении земель

  1. Заявление подано на участки, не подлежащие перераспределению.
  2. Нет письменного согласия от землепользователей исходного земельного участка, то есть, если участок сдается в аренду, то прежде чем подавать заявление на перераспределение земли, необходимо получить письменное согласие на это со стороны арендатора. При отсутствии подобного рода обременения данной бумаги не требуется.
  3. На прирезаемом земельном участке находится строение или незавершенное строительство, принадлежащее третьим лицам.
  4. Прирезаемая земля изъята из оборота или имеет ограниченные права пользования. Узаконить такую прирезку к земельному участку точно не получится. Чтобы узнать это, потребуется ознакомиться с перечнем земель. Изъятых из пользования или имеющих ограничения. Проверить это можно при помощи публичной кадастровой карты, она имеется в открытом доступе в интернете. Случаев примыкания подобных земель крайне мало, поэтому этот вариант отказа возникает крайне редко.
  5. Прирезка участка не может быть произведена за счет земельных участков и земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд. Такая информация также должна быть отражена на кадастровой карте данного муниципального образования. Но полагаться только на открытые данные Росреестра, находящиеся в интернете – не самый лучший вариант. Все же имеет смысл сделать соответствующий запрос в администрацию населенного пункта.
  6. Перераспределение не может быть проведено за счет земель, выставленных на аукцион или за счет участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании, при этом двухлетний срок давности после принятия данного решения еще не истек. Информацию об этом можно увидеть на сайте torgi.gov.ru либо воспользовавшись поисковыми интернет-системами.
  7. Нельзя прирезать участки, по которым уже подано предварительное согласование и решение об отказе данной процедуры еще не принято. То есть, в том случае, если на запрашиваемый участок уже идет процедура по предоставлению в аренду.
  8. Площадь прирезаемого участка не должна превышать допустимые пределы. Новый участок не должен быть больше, чем прописано правилами данной территории. Найти правила землепользования и застройки можно на сайте администрации.
  9. В том случае, если новый земельный участок образуется за счет земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, прописанных в законодательстве РФ, в прирезке будет отказано. В том случае, если прирезаемый участок по своим размерам соответствует минимальным размерам самостоятельного участка, в процедуре также может быть отказано. Так как этот участок может стать самостоятельной единицей для получения в полноценное пользование. Чтобы избежать отказа по данной причине, можно увеличить земельный участок, прирезав только часть данного участка, через некоторое время процедуру можно повторить. Но прирезка не должна проводиться в виде вклинивания в новый участок.
  10. В том случае, если граница прирезаемого участка не уточнена, в процедуре также будет отказано. Многие неиспользуемые участки имеют статус – ранее учтенный. В этом случае перед тем, как прирезать участок потребуется провести межевание для выявления точных границ земельного надела.
  11. Нарушение границ участка при составлении схемы – веский повод для отказа проведения прирезки.
  12. Схема не должна быть выполнена с нарушением, иначе этот также станет причиной отказа в увеличении участка.
  13. В том случае, если вы планируете провести прирезку участка, на данной территории не должно быть утвержденного проекта межевания. Проверить это не составит труда.

Стоимость прирезки земли

Единой стоимости за проведение процедуры прирезки нет, так как в каждом муниципальном образовании существуют разные цены на эту услугу.

Чтобы примерно определить, в какую сумму выйдет прирезка участка, нужно на кадастровой карте города уточнить кадастровую стоимость данной земли.

Например, за участок, находящийся в федеральной собственности придется заплатить 15% от его кадастровой стоимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: