Совершенствование порядка выполнения комплексных кадастровых работ

Законопроект о совершенствовании комплексных кадастровых работ

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации» принят Государственной Думой во втором чтении.

«Мы отмечаем рост популярности комплексных кадастровых работ в субъектах Российской Федерации. С момента запуска проекта в 2020 году количество регионов, присоединившихся к нему, выросло в 10 раз. Площадь земельных участков, учтённых в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20%. Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти регионов обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях», – заявила заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко. 

Законопроект направлен на упрощение процедуры выполнения комплексных кадастровых работ. В частности, он позволяет в ряде случаев выполнять комплексные кадастровые работы при отсутствии утверждённого проекта межевания территории. Также при выполнении таких работ предлагается установить возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и другой документации. При этом органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые являются заказчиками комплексных кадастровых работ, предоставить право на бесплатное получение таких документов, что в свою очередь также упростит выполнение процедуры. 
Результаты комплексных кадастровых работ позволяют исправить реестровые ошибки в местоположении границ объектов недвижимости, повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров, а также защитить права собственников земельных участков. 

Проект закона разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ в 2020 году в трех пилотных регионах – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областях. В законопроекте также учтены предложения субъектов Российской Федерации по доработке федерального закона «О кадастровой деятельности». 

В 2020 году такие работы выполнялись в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, городе Севастополе. В 2020 году работы будут проведены в 33 субъектах Российской Федерации с объемом финансирования из федерального бюджета в размере 205 млн рублей.

Совершенствование порядка выполнения комплексных кадастровых работ

Комплексные кадастровые работы — новая технология упорядочения землепользования, введенная в федеральное законодательство сравнительно недавно. Проведение этих работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24 июля 2020 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»,  введенной в действие с 1 января 2020 года.

16 сентября этого года вступил в силу федеральный закон от  17.06.2020 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон № 150-ФЗ), действие которого направлено на упрощение порядка проведения комплексных кадастровых работ.

По общим правилам комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. Заказчиком проведения таких работ выступают органы местного самоуправления и органы государственной власти в городах федерального значения. Исполнителем являются кадастровые инженеры, выполняющие работы как индивидуальные предприниматели или как сотрудники юридического лица, в рамках государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством. В ходе проведения работ на территории решаются следующие  задачи:

  • уточняется местоположение границ земельных участков;
  • устанавливается или уточняется  местоположение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках;
  • обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, и сооружения (за исключением линейных объектов);
  • обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, скверами, и другими общественными объектами.

Результатом комплексных кадастровых работ является подготовка проекта карты-плана территории,  сведения по которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Этот документ является универсальным для целей землепользования, планирования и зонирования территорий.  

Органы местного самоуправления заинтересованы в качественном проведении комплексных кадастровых работ, максимальном наполнении ЕГРН сведениями о ранее учтенных земельных участках, которые одновременно являются объектами налогообложения в части местных налогов. На сегодняшний день для многих муниципалитетов  вопрос полноты сведений об объектах учета содержащихся в ЕГРН, остается актуальным.

Нововведения, внесенные Законом № 150-ФЗ, затрагивают широкий спектр вопросов в части проведения комплексных кадастровых работ, от планирования и организации до оформления результатов.

В первую очередь хочется отметить, что указанным законом введена возможность проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания, в случаях, когда такой проект не должен утверждаться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Следующим нововведением является то, что комплексные кадастровые работы теперь могут выполняться кадастровым инженером, который является работником юридического лица — заказчика работ, при условии, что кадастровые работы выполняются для собственных нужд. Специалиста можно будет оформить в штат,  на основании трудового договора.  Кадастровый инженер в ходе проведения работ сможет использовать в работе технические паспорта, оценочную и иную документацию, хранящуюся в организациях технического учета и инвентаризации, бесплатно.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 150-ФЗ  в  ст. 42.1.  Федерального закона «О кадастровой деятельности», комплексные кадастровые работы теперь будут проводиться с учетом особенностей и требований соответствующего отраслевого законодательства в отношении:

  • земельных участков, занятых объектами общего пользования, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
  • земельных участков сельскохозяйственного назначения, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности;
  • земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
  • лесных участков в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено проектной документацией лесных участков;
  • земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, расположенных в границах территории, по которой уже утвержден проект межевания территории.

Кроме того, в соответствии с внесёнными новациями, расширен перечень земельных участков, в отношении которых комплексные кадастровые работы проводиться не должны. К ним относятся земельные участки, являющиеся предметом договоров  об освоении территории, в целях строительства стандартного жилья, а также земельные участки, комплексное развитие которых будет осуществляться как по инициативе правообладателей объектов недвижимости, находящихся в границах территории, так и по инициативе муниципалитетов.

Важным нововведением является и то, что теперь в Федеральном законе от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлен порядок выявления самовольного занятия земельных участков, а также  порядок уточнения границ земельных участков, площадь которых имеет расхождения с данными в ЕГРН. В ходе проведения комплексных кадастровых работ,  в случае выявления земельных участков и недвижимых объектов, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у пользователей объектов отсутствуют правоустанавливающие документы, кадастровый инженер будет направлять сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений на земельном участке) в:

  • муниципалитет, являющийся заказчиком комплексных кадастровых работ,
  • территориальный орган Росреестра,

т.е. органы, уполномоченные на осуществление государственного земельного контроля и надзора соответственно, для принятия ими соответствующих мер.  

Закон № 150-ФЗ внес изменения и в срок осуществления государственного кадастрового учета на основании подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории. В связи с тем, что карта-план территории — документ достаточно объемный, теперь сведения в ЕГРН на его основании будут вноситься в течение 15 рабочих дней, вместо ранее установленных 5 дней.  Также вышеуказанным законом расширен перечень реестровых ошибок, которые будут устраняться Росреестром самостоятельно, в случае уточнения границ земельных участков, площадь которых имеет расхождения с данными ЕГРН.

В заключении следует отметить, что данный закон был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ в 2020 году в трех пилотных регионах – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областях. Кроме того, были учтены  предложения субъектов по доработке федерального закона «О кадастровой деятельности».

В 2020 году комплексные кадастровые работы выполнялись в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, городе Севастополе.  В 2020 году работы будут проведены еще в 33 субъектах Российской Федерации.

Данные работы проводятся в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013г. № 903. Основными целями мероприятий программы является обеспечение полноты сведений государственного кадастра недвижимости, повышение уровня юридической защиты прав законных интересов правообладателей, устранение кадастровых (реестровых) ошибок, допущенных при определении местоположения границ земельных участков, а также снижение количества земельных споров. 

Общий объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ, согласно  Федерального закона от 5 декабря 2020 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2020 годов» за весь период действия программы  составит 652 млн. руб.  Мероприятия программы проводятся по направлению,  касающемуся, развития системы повышения качества сведений содержащихся в ЕГРН, на условиях  софинансирования, с использованием средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета. Распределение средств по годам и уровням бюджета представлено в диаграмме.

Данной программой предусмотрено проведение кадастровых работ на территориях субъектов Российской Федерации, имеющих высокий налоговый и инвестиционный потенциал.

Таким образом, проведение комплексных кадастровых работ, является одной из позиций в реализации целевых моделей по созданию благоприятного инвестиционного климата российских территорий.

Фактически комплексные кадастровые работы позволяют провести полную инвентаризацию всех земельных участков и объектов недвижимости на соответствующей территории, что дает возможность актуализировать налоговую базу по имущественным налогам в отношении объектов недвижимости, вовлечь их в хозяйственный и налоговый оборот.

Совершенствование порядка проведения таких масштабных мероприятий, как комплексные кадастровые работы, очень своевременно и важно для решения вопросов общего значения в сфере земельных отношений, тем более, с такой серьезной финансовой поддержкой из федерального бюджета. Качественно проведенные комплексные кадастровые работы обеспечивают эффективное использование земли и объектов недвижимости и, как следствие, увеличение доходной части бюджетов всех уровней. 

Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере земельных и имущественных отношений вы можете обратиться к ведущим экспертам Компании БФТ и получить квалифицированную консультацию.

Проведение комплексных кадастровых работ, порядок выполнения с учетом 150-ФЗ

16 сентября 2020 года президент В.В. Путин подписал новый закон о земле, вокруг которого идут разговоры о бесплатном межевании и прирезке 10 процентов земель к участку. Закон действительно касается этих аспектов, но только при условии выполнения комплексных кадастровых работ. О том, что такое комплексные кадастровые работы, как проводятся и что именно поменялось с принятием нового 150-ФЗ с 16.09.2020 разберем более подробно.

Комплексные кадастровые работы это

Комплексные кадастровые работы – это работы, выполняемые кадастровым инженером на конкретной территории, охватывающей все земельные участки, здания, сооружения и прочие постройки или не достройки на ней. Территория комплексных кадастровых работ ограничивается одним или несколькими (прилегающими друг к другу) кадастровыми кварталами.
Отличительные признаки комплексных кадастровых работ от обычных индивидуальных кадастровых работ (стоимость которых можно рассчитать здесь):

  1. Заказчик — местная власть;
  2. Оплата за счет государства;
  3. Извещение собственников участков и домов, находящихся на территории комплексных кадастровых работ о начале, сроках и режиме проведения;
  4. Проведение заседаний комиссии, на которую приглашаются все заинтересованные лица для согласования.

Порядок проведения комплексных кадастровых работ 221-ФЗ

Закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ отводит комплексным кадастровым работам целую главу, в которой регламентирует Порядок проведения комплексных кадастровых работ, поясняет, кто может быть заказчиком и исполнителем и что получается по итогам исполнения.
Комплексные кадастровые работы абы где не проводятся. Для начала, местная администрация решает нужны ли им такие работы, обосновывают свою позицию перед вышестоящими властями, те, в свою очередь дают добро на проведение комплексных кадастровых работ, выделяют средства. После этого, муниципалитет заказывает услуги у кадастровых инженеров, о чем заключается муниципальный контракт.
В контракте прописываются задачи, цели, объемы, сроки и правила проведения комплексных кадастровых работ.
Задачами работ будет уточнение границ всех земельных участков и строений на них; исправление кадастровых ошибок; подготовка карты-плана территорий для внесения сведений в единый реестр России.
Объемы и сроки работ прописываются в техническом задании к контракту, поэтому потенциальный исполнитель, прежде чем выйти на аукцион или принять участие в конкурсе проверяет условия работы и решает может ли он выполнить данный объем или нет, только после этого идет на заключение госконтракта
.
Комплексные кадастровые работы включают в себя:

  • Получение, сбор документов, полевые работы;
  • Предоставление заказчику материалов и сведений (схемы разбивки, сведения об объектах, адресах и т.п);
  • Обследование объектов, определение местоположения и характеристик, определение координат;
  • Подготовка карта-плана территории (в соответствии с приказом Минэкономразвития № 734)
  • Участие в заседаниях согласительной комиссии.

В результате заказчик утверждает карту-план территории, после этого сведения об объектах вносятся в ЕГРН.

Рассмотрим как проходит проведение комплексных кадастровых работ в 2020 году. 

Что поменялось по 150-ФЗ от 17.06.2020

В 2020 году порядок проведения комплексных кадастровых работ был пересмотрен и принят в законе от 17.06.2020 № 150-ФЗ, вступившем в силу в сентябре 2020 года. Что же поменялось?
150-ФЗ с 16 сентября вносит изменения в два федеральных закона: в 221-ФЗ (о кадастре) и в 218-ФЗ (о регистрации недвижимости), тем самым упрощает порядок проведения комплексных кадастровых работ в части, касающейся предоставления документов
. Также имеются и другие изменения. Пройдемся кратко по основным изменениям:

  • стало возможно проводить комплексные кадастровые работы без проекта межевания территории;
  • разрешено пользоваться ранее подготовленной документацией из архивов БТИ (копии ситуационных планов земельных участков, планово-картографические материалы и т.д.);
  • правообладатель, который не должен препятствовать комплексным кадастровым работам теперь вправе требовать предъявления документов от кадастрового инженера, подтверждающих проведение работ;
  • поменялись сроки кадастрового учета в Росреестре (увеличились с 5 до 15 рабочих дней);
  • если при уточнении границ выявлено, что площадь уточняемого участка уменьшается более чем на 10 процентов (по сравнению с теми сведениями, которые уже имеются в ЕГРН), тогда необходимо письменное согласие собственника. (Нет согласия – кадастровый учет приостанавливается);
  • кадастровый учет приостанавливается также в том случае, если при уточнении границ площадь участка окажется больше площади сведения о которой содержатся в ЕГРН чем на 10 %.

Из последних двух изменений можно сделать вывод, что если на сегодняшний день сведения в ЕГРН о площади вашего земельного участка не совпадают с фактическими измерениями, который кадастровый инженер сделает в ходе комплексных кадастровых работ, и эти несовпадения будут в пределах 10 % от указанной в ЕГРН площади – тогда ваш участок приобретет новые координаты (он может стать либо больше, либо меньше). Но увеличение или уменьшение возможно только на 10 процентов. Если же площадь земли выходит за эту десятипроцентную грань, тогда кадастровый учет приостанавливается по этой причине до тех пор, пока не исправится ситуация. Более подробно о том, как можно увеличить свой участок читайте в статьях: «Прирезка земельного участка в 2020 году» и «Перераспределение земельных участков».
Вот, собственно, и все основные изменения, вокруг которых столько шума. В действительности же, возможность увеличения земельного участка до 10 процентов при проведении кадастровых работ в индивидуальном порядке у граждан была и ранее.

Как узнать, где проводятся комплексные кадастровые работы

Органы местной власти, прежде чем получить субсидию из федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ отправляют соответствующую заявку в Росреестр, в которой обосновывают необходимость проведения таких работ. Только после выделения средств муниципалитеты приступают к подготовке документации по госзакупке. Далее заключается контракт с выбранным исполнителем и начинаются кадастровые работы. Процесс предварительных действий затяжной, требует массы согласований внутри госструктуры. Если вы хотите узнать будут ли проводиться в вашем регионе комплексные кадастровые работы можете обратиться в соответствующий комитет местной власти с запросом.
В любом случае, перед началом проведения работ кадастровый инженер совместно с администрацией заблаговременно оповещает всех заинтересованных лиц
. Поэтому такое важное событие, как проведение комплексных кадастровых работ, в результате которого можно осуществить бесплатное межевание и прирезку излишков земли вы не пропустите.
Если вас интересует, где проводятся комплексные кадастровые работы вы можете увидеть эту информацию на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru во вкладке деятельность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: