Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков

с комментариями юриста газеты «Ваши 6 соток» В.С.Титова

Федеральный закон Российской Федерации
о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан

Глава 1.Общие положения.
Глава 2.Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Глава 3.Зонирование территории и предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков.
Глава 4.Создание садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Глава 5.Управление садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями.
Глава 6.Особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.
Глава 7.Организация и застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Глава 8.Поддержка садоводов, огородников, дачникови их садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Глава 9.Реорганизация и ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Глава 10.Защита прав садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и их членов. Ответственность за нарушение законодательства при ведении садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Глава 11.Заключительные положения.
Комментарии юриста.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ И ОБОРОТА САДОВЫХ, ОГОРОДНЫХ И ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статья 28
. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков

  1. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.

  2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществлять за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в следующей последовательности:

    1. общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;

    2. комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организует сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводит с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;

    3. член соответствующего объединения в своем заявлении указывает, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;

    4. комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков дает заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора. Если спор таким образом урегулировать не удается, он рассматривается в судебном порядке;

    5. общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление такого объединения рассматривает подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель такого объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков — за конкретными гражданами, их супругами;

    6. в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;

    7. органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов такого объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ;

    8. решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;

    9. членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое получает их в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству по доверенностям членов такого объединения;

    10. за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки с каждого члена соответствующего объединения взимается регистрационный сбор в размере установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Органы местного самоуправления вправе устанавливать гражданам отдельных категорий льготы по уплате регистрационного сбора.

  3. Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.

    В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.

Статья 29. Сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками

  1. Сделками с садовыми, огородными и дачными земельными участками признаются действия граждан, направленные на установление, изменение или прекращение земельных и иных прав.

  2. При совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками изменение их целевого назначения и разрешенного использования не допускается.

  3. Сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками регулируются настоящим Федеральным законом, а также гражданским и земельным законодательством с учетом особенностей, установленных законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, о градостроительстве, водным, лесным и иным законодательством.

  4. Не допускаются сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками, если такие сделки приводят к нарушениям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных требований (норм, правил и нормативов) или к невозможности соблюдать целевое назначение указанных земельных участков и условия их разрешенного использования.

  5. Отчуждение, залог, сдача в аренду садового, огородного или дачного земельного участка, находящегося в общей собственности, осуществляются при согласии всех участников общей собственности.

Статья 30. Права садоводов, огородников и дачников на распоряжение садовыми, огородными и дачными земельными участками

  1. Собственники садовых, огородных и дачных земельных участков вправе их продать, подарить, передать в залог, аренду, срочное пользование, обменять, заключить договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказаться от указанных участков.

    Садовые, огородные и дачные земельные участки, находящиеся в собственности граждан, наследуются по закону или по завещанию.

    Садовые, огородные и дачные земельные участки, находящиеся в общей совместной собственности супругов, могут быть разделены между ними. Земельные участки общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения разделу не подлежат.

  2. Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, можно передать в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.

    Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону.

  3. Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, можно с согласия органа местного самоуправления передать в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.

    За наследниками строений и сооружений, расположенных на садовых, огородных и дачных земельных участках и находящихся в собственности, указанные участки закрепляются в тех же размерах на праве постоянного (бессрочного) пользования. Такие наследники имеют право садовые, огородные и дачные земельные участки перерегистрировать в пожизненное наследуемое владение или выкупить в собственность по нормативной цене земли.

  4. Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные органом местного самоуправления на праве аренды или срочного пользования, можно с согласия органа местного самоуправления обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.

    За наследниками строений и сооружений, расположенных на садовых, огородных и дачных земельных участках и находящихся в собственности, указанные участки закрепляются на праве аренды или срочного пользования на оставшийся не истекший срок с правом их приватизации.

  5. Раздел садового, огородного или дачного земельного участка возможен только с согласия члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или в судебном порядке. При этом образующиеся при разделе садовые, огородные или дачные земельные участки не могут быть меньше минимального размера земельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 31. Оборот садовых, огородных и дачных земельных участков

Оборот садовых, огородных и дачных земельных участков осуществляется в пределах, установленных гражданским законодательством, и в той мере, в какой он допускается земельным законодательством.


к оглавлению

Федеральный закон от 15 апреля 2020 г. N 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Принят Государственной Думой 11 марта 2020 года
Одобрен Советом Федерации 1 апреля 2020 года

Глава VI. Особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков

Статья 28 . Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков

1. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в следующей последовательности:
1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;
2)

комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организует сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводит с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;

3) член соответствующего объединения в своем заявлении указывает, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;
4) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков дает заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора. Если спор таким образом урегулировать не удается, он рассматривается в судебном порядке;
5) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление такого объединения рассматривает подготовленные материалы, итог и инвентаризации земель такого объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков — за конкретными гражданами, их супругами;
6) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;
7) органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов такого объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ;
8)

решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;

9) членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое получает их в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству по доверенностям членов такого объединения;
10) за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки с каждого члена соответствующего объединения взимается регистрационный сбор в размере установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Органы местного самоуправления вправе устанавливать гражданам отдельных категорий льготы по уплате регистрационного сбора.
3. Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор-рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.

Статья 29 . Сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками
1. Сделками с садовыми, огородными и дачными земельными участками признаются действия граждан, направленные на установление, изменение или прекращение земельных и иных прав.
2.

При совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками изменение их целевого назначения и разрешенного использования не допускается.

3. Сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками регулируются настоящим Федеральным законом, а также гражданским и земельным законодательством с учетом особенностей, установленных законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, о градостроительстве, водным, лесным и иным законодательством.
4. Не допускаются сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками, если такие сделки приводят к нарушениям градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных требований (норм, правил и нормативов) или к невозможности соблюдать целевое назначение указанных земельных участков и условия их разрешенного использования.
5.

Отчуждение, залог, сдача в аренду садового, огородного или дачного земельного участка, находящегося в общей собственности, осуществляются при согласии всех участников общей собственности.

Статья 30 . Права садоводов, огородников и дачников на распоряжение садовыми, огородными и дачными земельными участками
1. Собственники садовых, огородных и дачных земельных участков вправе их продать, подарить, передать в залог, аренду, срочное пользование, обменять, заключить договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказаться от указанных участков. Садовые, огородные и дачные земельные участки, находящиеся в собственности граждан, наследуются по закону или по завещанию.

Садовые, огородные и дачные земельные участки, находящиеся в общей совместной собственности супругов, могут быть разделены между ними. Земельные участки общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения разделу не подлежат.

2. Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, можно передать в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них. Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, наследуются по закону.
3. Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, можно с согласия органа местного самоуправления передать в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.
За наследниками строений и сооружений, расположенных на садовых, огородных и дачных земельных участках и находящихся в собственности, указанные участки закрепляются в тех же размерах на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Такие наследники имеют право садовые, огородные и дачные земельные участки перерегистрировать в пожизненное наследуемое владение или выкупить в собственность по нормативной цене земли.
4. Садовые, огородные и дачные земельные участки, предоставленные органом местного самоуправления на праве аренды или срочного пользования, можно с согласия органа местного самоуправления обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться от них.

За наследниками строений и сооружений, расположенных на садовых, огородных и дачных земельных участках и находящихся в собственности, указанные участки закрепляются на праве аренды или срочного пользования на оставшийся не истекший срок с правом их приватизации.

5. Раздел садового, огородного или дачного земельного участка возможен только с согласия члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или в судебном порядке. При этом образующиеся при разделе садовые, огородные или дачные земельные участки не могут быть меньше минимального размера земельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 31 . Оборот садовых, огородных и дачных земельных участков
Оборот садовых, огородных и дачных земельных участков осуществляется в пределах, установленных гражданским законодательством, и в той мере, в какой он допускается земельным законодательством.

Глава VII. Организация и застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Статья 32 . Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
2. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после установления его границ в натуре, выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
Огородническое некоммерческое объединение, уставом которого непредусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления проекта организации и застройки территории такогообъединения.
3. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются: документы, удостоверяющие право такого объединения на землю;
материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий;
архитектурно-планировочное задание;
технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения.
Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок. Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются:
проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской;
сметно-финансовые расчеты;
графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей.
Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.

Статья 33 . Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей.
Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.
2. Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются: количество и размеры подъездных и внутренних дорог;
минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;
тип источников водоснабжения;
техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения;
перечень необходимых противопожарных сооружений;
перечень мероприятий по охране окружающей среды.
В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Статья 34 . Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
1. Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории.
2. Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления.
3. Тип материалов и конструкций, применяемых при возведении строений, сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, определяют садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение и его члены самостоятельно в соответствии с проектом организации и застройки территории такого объединения.
4. Возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.
5. Нарушение требований проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Сайт создан в системе uCoz

Приватизация дачного участка

Многие дачные участки, находящиеся в пользовании граждан, не приватизированы до настоящего момента. Отсутствие прав собственности накладывает ограничения на многие операции с дачной недвижимостью, включая передачу по наследству и сдачу в аренду. В 2020 году граждане могут приватизировать дачные земли по упрощённой процедуре.

Законодательное регулирование приватизации

Приватизацией дачного участка называется оформление на данную землю прав собственности. Порядок и особенности приватизации дачных земель регулируются следующими федеральными законами:

  • ФЗ № 93 («дачная амнистия»);
  • ФЗ № 137.

Закон № 137 устанавливает порядок приватизации земель, выданных гражданам до 2020 года, а законодательный акт о «дачной амнистии» вносит существенные упрощения в процесс оформления бумаг для граждан, желающих приватизировать свои наделы.

Приватизировать можно дачные земельные наделы, которые находятся у граждан на правах:

  • Аренды у городских властей;
  • Бессрочного использования;
  • Членства в дачном товариществе;
  • Пожизненного владения.

Земли для дачного хозяйства, переданные некоммерческим кооперативам после 2020 года, приватизируются за плату.

До какого года продлена приватизация?

Закон о «дачной амнистии» устанавливает правила, по которым сроки приватизации зависят от вида права, на основании которого эксплуатируется дачная земля. Конечные сроки оформления прав не устанавливаются, если дачный надел эксплуатируется гражданином на основании:

  • Пожизненного наследственного владения;
  • Права бессрочного пользования.

Для участков, предоставленных гражданам из территорий дачных некоммерческих кооперативов и товариществ, оформление прав владения может происходить до 1 марта 2020 года.

Необходимые документы

Для оформления приватизации владельцам дачных участков потребуется следующая документация:

  • Паспорт РФ;
  • Выписка-свидетельство о собственнике земли из Единого реестра прав;
  • Справка о праве, по которому используется дача;
  • Кадастровый паспорт;
  • Справка обо всех зданиях на наделе из БТИ;
  • Декларация на здания (при необходимости);
  • Заявление.

Выписка о текущем собственнике участка необходима для того, чтобы выяснить, куда подавать заявление на приватизацию. Неприватизированные дачные участки могут находиться в собственности:

  • Муниципалитета;
  • Региональных или федеральных властей.

В первом случае нужно обращаться в муниципальное управление земельными ресурсами, во втором – в отдел Росимущества.

Свидетельством о праве на землю может быть документ о наследуемом или бессрочном владении участком, книжка члена дачного кооператива или договор аренды дачи у местной администрации.

При отсутствии кадастрового документа землепользователь должен подготовить чертёж расположения дачного участка среди соседствующих с ним наделов, после чего заверить данную схему подписью председателя дачного кооператива.

Справку о зданиях, расположенных в границах надела, можно заказать в БТИ по месту жительства.

Заявление

Образец заявления на приватизацию можно скачать здесь. Текст начинается с наименования органа обращения, после чего по центру страницы пишется слово «заявление».

В основной части должна быть отображена следующая информация:

  • Полные ФИО, серия и номер паспорта землепользователя;
  • Адрес регистрации и фактического проживания землепользователя;
  • Ориентиры расположения приватизируемого участка;
  • Категорию земли;
  • Вид разрешённой эксплуатации земли;
  • Сведения о наличии обременений на участок;
  • Сведения о строениях, расположенных в границах участка;
  • Реквизиты документа о праве пользования;
  • Площадь участка.

Если на участке имеются жилые и нежилые здания, то для них необходимо указать право пользования и жилую площадь.

В качестве вида разрешённого использования следует указывать: дачное строительство. Наличие обременений можно запросить в Росреестре, сделав запрос в МФЦ с паспортом и правоустанавливающими бумагами на землю. Следует учитывать, что участок, обременённый арестом или ограничением в обороте приватизировать нельзя.

Порядок приватизации дачного участка в 2020 году

Приватизация дачного участка осуществляется следующим образом:

  1. Происходит сбор необходимых документов;
  2. Землепользователь подаёт заявление на приватизацию;
  3. Рассмотрение заявки происходит в течение 30 суток, по окончании которых выдаётся решение о предварительном согласовании или отказ в таковом;
  4. После получения предварительного согласования сотрудники комитета земельных ресурсов обращаются в межевую компанию для установления границ участка;
  5. По итогам геодезических работ оформляются границы, межевой план и кадастровая документация на участок;
  6. Землепользователь получает новый кадастровый паспорт и обращается в местную администрацию повторно;
  7. После выдачи разрешения на приватизацию землепользователь обращается в Росреестр для фиксации результатов приватизации в Едином реестре недвижимости.

Заявление на приватизацию подаётся в комитет по земельным ресурсам или отдел Росимущества, в зависимости от государственного собственника надела. Отделы Росимущества по регионам РФ и их контактные данные можно посмотреть здесь.

Орган, рассматривающий заявление, может отказать в согласовании приватизации в следующих случаях:

  • Заявление заполнено некорректно или содержит неверные данные;
  • Заявитель представил неполный пакет документов;
  • Земли дачного кооператива были ранее изъяты из оборота решениями местных властей;
  • Землепользователь уже пользовался ранее своим правом бесплатной приватизации.

В каждом случае сотрудники комитета по землеустройству должны предоставить заявителю письменную причину отказа. Если отказ получен из-за неверно заполненных бумаг, он должен быть вручен заявителю не позднее, чем через 10 дней после обращения.

Если приватизация согласована, следует определить точные границы участка. Большинство неприватизированных дачных земель не имеют чётко определённых границ и межевых планов, а местоположение участков относительно соседних существует только на карте в правлении дачного товарищества.

При бесплатной приватизации кадастровые работ по уточнению границ оплачиваются за счёт местной администрации, которая заключает договор с межевыми фирмами, согласно п. 2 ст. 12 ФЗ №93 о «дачной амнистии».

Межевые работы могут длиться от 3-х дней до 15 дней, в зависимости от сложности рельефа и удалённости участка от города. По итогам работ кадастровый инженер согласовывает границы с владельцами соседних участков и представителями администрации, а согласованный план границ направляется в кадастровую палату, где на основании предоставленных сведений оформляется новый кадастровый документ.

С новым кадастровым паспортом землепользователь должен опять обратиться в землеустроительный департамент для запроса окончательного разрешения на приватизацию, после чего он обращается в Росреестр со следующими бумагами:

  • Копией паспорта;
  • Справкой об уплате госпошлины;
  • Полученным разрешением;
  • Новым кадастровым паспортом;
  • Заявлением на регистрацию собственности.

По истечению двух недель сведения о новом собственнике дачного участка вносятся в единый реестр недвижимости. Письменное свидетельство о собственности землепользователь может получить, заказав в МФЦ или Росреестре выписку о собственнике участка.

Приватизация при отсутствии документов

Если у землепользователя отсутствуют документы о праве пользования дачной землёй, но он фактически пользуется данным участком 15 лет и более, то такой землепользователь может осуществить приватизацию на основании приобретательной давности в судебных органах, согласно ст. 234 Гражданского кодекса РФ.

Суд может разрешить приватизацию дачного участка без документов, если истец пользовался землёй на принципах:

  • Открытости;
  • Непрерывности;
  • Добросовестности.

Открытое владение означает, что землепользователь считал себя собственником и не скрывал использование земли от соседей или властей. Непрерывное владение предполагает ежегодное появление владельца на участке в течение 15 лет, а добросовестное владение можно подтвердить квитанциями об оплате коммунальных услуг, земельного налога или охраны кооператива.

Стоимость

Приватизация дачных участков, относящихся к территории кооперативов и некоммерческих объединений бесплатна, если данные кооперативы получили свои территории от властей до октября 2020 года. Бесплатной будет и приватизация дачных земель, используемых по праву бессрочного пользования и наследственного владения, вне зависимости от даты предоставления таких земель.

Стоимость приватизации земли, полученной в пользование дачного кооператива после 2020 года, будет рассчитываться как процент от кадастровой стоимости таких участков, но не более 60 процентов. Порядок определения цен государственных участков регулируется Постановлением Правительства РФ № 279.

Также будет необходимо заплатить госпошлину за регистрацию прав в Росреестре (100 рублей). Следует знать, что бесплатно приватизировать дачные наделы из числа кооперативов можно только до марта 2020 года.

Обязательно ли приватизировать?

Право пользования неприватизированными землями у граждан сохраняется (п.п. 1, 2.2 ст. 3 ФЗ № 137), но без оформленного права собственности землепользователи не могут осуществить многие юридические действия со своими участками:

  • Продавать;
  • Дарить;
  • Завещать по наследству;
  • Сдавать в аренду;
  • Разделять и объединять.

Владелец неприватизированного участка может продавать только членство в дачном кооперативе, а не сам участок, что существенно снижает рыночную стоимость земли.

Завещать дачные земли потомкам могут только обладатели права пожизненного наследуемого владения. Неприватизированные участки, используемые по другим основаниям, после смерти землепользователей переходят в собственность властей как выморочное имущество вне зависимости от наличия наследников.

Сдача в аренду земли по официальному соглашению также требует наличия права собственности у арендодателя, владельцы неприватизированных земель при сдаче своих дач в аренду должны запрашивать официального разрешения властей на заключение таких соглашений.

Неприватизированные земли государство может изымать для нужд обороны или иных целей без выплаты компенсации гражданам, хозяйствующим на данных землях. После оформления права собственности владелец изъятого дачного участка получит от государства компенсацию, сопоставимую с рыночной стоимостью земли.

Приватизация дачных участков даёт их владельцам возможность полноценно пользоваться своими наделами и передавать их по наследству. Корректное заполнение заявления поможет избежать возможных отказов и осуществить приватизацию в короткие сроки бесплатно. Важно учитывать, что с момента обретения права собственности, у дачников возникает также обязанность по ежегодной уплате земельного налога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: